НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСТВА
Содержание
1. Проблема "конца света"
2. Воскрешение праведников
3. Проблема вечности (бессмертия) души
4. Ответственность Христа перед людьми
5. Изображение Христа
6. Другие важные проблемы
7. Отношение к женскому священству
8. Проблема общения с Богом
9. Напрасная жертва Христа
Христианство, как и любая давно существующая религия, прошло трудный и сложный путь. Чего только не было на этом пути за две тысячи лет - преследование со стороны жрецов языческих культов, триумф победы над язычниками и широкое распространение своей веры, вражда и соперничество церковных иерархов с королями и императорами, ереси и расколы единой Церкви. Конец второго тысячелетия своего существования христианство отметило выдающимся событием - самая крупная из ее Церквей - католическая подала двум своим сестрам - православной и протестантской Церквам пример раскаяния за совершенные преступления. Понтифик этой Церкви Папа римский Иоанн-Павел II публично принес покаяния за преступления Церкви, связанные с крестовыми походами к "гробу Господню", повлекшими страдания и гибель сотен тысяч людей.
За многие столетия в христианском учении и в христианской Церкви накопилось много нерешенных проблем, которые, к тому же, не только не решались, но даже делался вид, что их не существует. Сегодня, когда христианская Церковь празднует свой юбилей, есть хороший повод трезво посмотреть на эти проблемы и наметить пути их решения. В этом заинтересована не только сама христианская Церковь, но и все остальные конфессии и деноминации.
В журнальной статье невозможно подробно рассказать обо всех нерешенных проблемах христианской Церкви, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых из них, на мой взгляд, наиболее важных. и интересных. Для христиан эта статья может оказаться интересной и важной, поскольку она представляет взгляд "со стороны". Для представителей других конфессий и деноминаций, а также для неверующих и атеистов она дает редкую в наши дни возможность проникнуть в суть проблем христианской Церкви, обычно тщательно оберегаемых от непосвященных.
Проблема "конца света"
Одной из главнейших проблем христианства является несостоявшийся "конец света" и обещанное второе, причем, скорое пришествие Христа, которое так и не наступило. Христос обещал не только очистить землю от зла и страданий, но превратить ее в рай, где люди с чистым сердцем будут жить вечно и счастливо (Псалом 36: 10,11, 29, 34). Даже у верующих складывается впечатление, что это пришествие так никогда и не наступит...
Иисус Христос обещал своим ученикам скорое наступление царства небесного. Однако, поскольку оно не наступило, его последователи стали ждать второго пришествия Христа, мучительно ища в событиях своего времени признаки его приближения, о которых говорится в Евангелиях. Верных его последователей не смутило даже то обстоятельство, что когда фарисеи особенно настойчиво стали выпытывать у Христа о сроке прихода обещанного им царства небесного, ответ его прозвучал весьма странно: не придет оно приметным образом и не скажут-вот оно здесь или там, ибо царство небесное внутри вас есть. Уж очень хотелось им верить, что такое царство действительно существует, поэтому они и не обратили внимания на эти загадочные слова.
А ведь непредвзято мыслящему человеку его ответ понятен: не ищите царства небесного где-то там, вы сами его должны создать, но не на небесах, а... в своей душе. Социальной революции не будет! Просто нужно считать, что в этом мире все хорошо, и тогда человеку станет действительно хорошо и он удовлетворится малым. Но его последователи хотели ( и хотят сегодня!) видеть реальное царство небесное. И ждали его тогда и ждут его сегодня.
Раннехристианское представление картины "конца света" приведено в одной из важнейших глав Нового завета-Апокалипсисе. Оно дано таким, каким ее видел в начале нашей эры ее автор-Иоанн Богослов. Иисус Христос и образ его тысячелетнего царства предстают в фантастическом видении.
Это царство должно длиться от первого до второго его пришествия. Все это время сатана будет находиться в заточении. Во время первого воскресения умершие праведники оживут и Христос вознесет их "на облаках" в святой город Иерусалим, нисходящий с неба. В конце же тысячелетнего периода царство это будет перенесено обратно на Землю. Далее наступит второе воскресение из мертвых-на этот раз воскреснут и все грешники. И только после этого начнется "Страшный суд". Те, кто заслужил кару, умрут вторично, и на этот раз навсегда. Зато для спасенных, записанных в книге у Агнца, то есть у Христа, начнется эпоха "нового неба и новой земли", где воцарится справедливость. Они-то и получат в дар бессмертие. "Прежнее небо" и "прежняя земля" свернутся подобно пергаментному свитку. Новая земля и новое небо возникнут на руинах старого, греховного мира. И, конечно же, на всей Земле будет устранен источник всяческого зла-грех.
Предвещать эти потрясающие события должны многие знамения времени. Солнце станет "мрачно, как власяница, луна сделалась как кровь", звезды будут падать на землю (по всей видимости выпадут гвозди, которыми они были прибиты к небосводу), начнутся землетрясения, людей охватит паника, произойдет падение нравов. Апостол предупреждал, что день божий наступит внезапно, но большинство людей будет в это время беззаботно веселиться и лишь немногие подготовятся, будут бодрствовать и ожидать "конца света". На протяжении всей истории христианской Церкви даты скорого "конца света" назначались сотни раз (!), но он так и не наступил.
Ожидание "конца света" особенно усиливалось в связи с каким-нибудь природным или политическим потрясением в истории государств и народов. Например, солнечное затмение, приближение комет, голод или эпидемия якобы подтверждали усиление деятельности сатаны перед ожидаемым пришествием Иисуса Христа. "Конец света" ожидался и при приближении круглых дат. В Европе особенно активно ждали светопреставления к 1000 году от рождества Христова. По мере приближения этого года, а также 999 , 1001,а также 1033 годов (апокалиптического тысячелетия плюс числа земных лет Христа), люди в разных странах впадали в состояние сущего безумия. Одни становились сверх меры религиозными, другие-наоборот. Люди молились то Богу, то Сатане.
"Конец света" ожидался также в 1027 - 1041 годах в связи с чем увеличилась раздача подаяний и умножилось количество паломников, а также отлучений от Церкви.
По учению итальянского богослова Иоахима Флорского (1132-1202 гг) после 1260 года "нечестивые будут стерты с лица земли", начнется идеальная "эра святого духа"-"царство мира и правды на земле". Скорого наступления "царства святого духа" на Земле ожидали и члены религиозно-общественных движений амальрикян во Франции и апостольских братьев в Италии (ХIII - XIV века).
В преддверии 1492 года прогнозировали "конец света" различные православные церковные деятели. Причем одни ожидали его в марте этого года, ибо в марте, по их расчетам, был сотворен Адам и в марте же был распят Христос. Другие сходились на том, что тотальное светопреставление должно наступить не ранее дня Петра и Павла, то есть 12 июля 1492 года, но не позднее 27 января 1493 года, когда с недели мытаря и фарисея начинался очередной пасхальный цикл 7001 года от "сотворения".
На Руси, например, эти предсказания вызвали величайшую панику. Люди бросали все что нажили, переставали пасти скот и засевать поля. Народ валом валил в церкви ...Когда же все названные сроки миновали, обманутый народ с облегчением вздохнул-пронесло!
О скором повторном пришествии Христа говорил и один из основателей протестантского раскола в католической Церкви Мартин Лютер (1483-1546 гг).Он утверждал, что это произойдет в ближайшем столетии.
"Конец света" неоднократно предсказывался и в XIX веке. Об этом, в частности, говорилось в сочинениях, вышедших в 1812 году в Испании ("О пришествии мессии во славе") и в 1819 году в Голландии. Дата пришествия Христа -- 1836 год - была назначена в Вюртенберге (Германия).
Среди многочисленных провозвестников "конца света" и скорого пришествия Христа выделяются члены христианской протестантской Церкви, в названии которой отражена вера во второе его пришествие - адвентисты. (от латинского слова adventus-пришествие).Ее основатель Уильям Миллер (1782-1849) назначил год прихода Христа -- 1843-й. Обоснованию этой даты он посвятил целый трактат, озаглавленный: "Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом в 1843 году и его личном царствовании в продолжении 1000 лет".
Однако, поскольку он не смог указать день, когда это произойдет, новоявленный пророк определил период времени, в котором это случится-между 21 марта 1843 и 1844 годов. Зимой 1843/1844 года религиозное ожидание среди последователей Миллера достигло высшей степени напряжения. Но ...пророчество не сбылось: то ли Христос не знал, что ему надо было явиться в этот период, то ли он был занят другими делами и ему было недосуг-неизвестно. Главное, что он не явился, чем очень подвел столь обожавшего его Миллера. Разразился страшный скандал.
Пришлось Миллеру объясняться со своими единоверцами и в открытом письме признать свою ошибку. Однако это не помешало ему выразить уверенность, что "день господень близко, при двери". И ... назначить новую дату торжественного дня - 22 октября 1844 года. А что же одураченные единоверцы? Они опять ему поверили!
Настал, наконец, очередной долгожданный день! Но, увы, пророчество опять не сбылось! Опять Иисус Христос проявил полнейшее равнодушие к одной из своих многочисленных Церквей. Более того, Христос даже не удосужился предупредить своих последователей в этой Церкви, что он не придет в назначенное ими время. И, конечно, снова возник конфликт. Теперь уже возмутились другие протестанты - баптисты, в рядах которых пребывал в это время Миллер. Не найдя, видимо, убедительных слов для его осуждения, они просто выгнали Миллера и его последователей из своей Церкви и своих общин.
Это привело к образованию самостоятельных адвентистских общин. Надо было как-то выходить из неприятного положения. После недолгих раздумий выход был найден. Миллер объявил, что ... суд божий уже начался. И начался он в 1844 году в "небесном святилище". Этот процесс он назвал "очищением святилища".
С тех пор прошло много лет. Современные адвентисты уже не предсказывают время второго пришествия Христа, а лишь указывают (как, впрочем, это делают и многие другие христианские Церкви), что "спаситель человечества близок", что "он при дверях"," но точное время этого события не предсказано", ибо "в который час не думаете придет сын человеческий".
Конец мира и второе пришествие Христа пропагандирует учение и другой протестантской Церкви-"Свидетелей Йеговы". Основоположник этой Церкви Руссель в своих сочинениях, особенно в шести томах "Исследования священных писаний" посвятил вычислению времени "конца света" сотни страниц.
Указывал он там и конкретные сроки различных эсхатологических событий. Например, в третьем томе написано: "Время конца, или день подготовки Йеговы считается с 1799 по 1914 год". В другом месте: "Второе пришествие мессии состоялось точно в октябре 1874 года ... с этого времени в полной гармонией с раскрывающимся планом божьим проходит подготовительная кампания к битве великого дня, которая произойдет в 1914 году". В третьем томе он называет уже иную дату: "Считаем хорошо установленным правдивым фактом, что окончательный конец царства этого мира и установление царства божия на земле начнется около 1915 года".
Провал очередного пророчества был просто потрясающим-с его организацией порвали даже некоторые высшие руководители "Свидетелей Йеговы". После смерти Русселя в 1916 году предсказывать новые сроки пришествия Иисуса Христа от имени этой Церкви взялся И. Рутерфорд, присвоивший себе титул "судьи". "Концом света" он объявил уже 1921 год, а затем и 1925 год. Но Христос упорно не являлся, чем очень огорчал последователей этого замечательного учения. Но они все же верили, что Христос скоро придет. Армагеддон теперь назначается на 1958-й, затем на 1960-й, потом на 1972-й и окончательно - на 1975-й год!
"Свидетелям Йеговы" рекомендовалось до окончания армагеддона быть холостыми, чтобы стать более свободными для служения Йегове. Однако, учитывая провалы предыдущих пророчеств, руководители Церкви поспешили обезопасить себя от обвинения в обмане и поэтому подготовили себе путь к отступлению. "Согласно с достоверной библейской хронологией, -- писали они, -- 6000 лет человеческой истории истекают осенью 1975 года. Это не значит, что точно в 1975 году эта система полностью окончится ...Но в одном мы можем быть уверены: в 70-е годы человечество испытает самые критические времена за всю историю. Если в 70-х годах Бог вмешается и принесет конец этому лукавому миру, это не удивит нас"("Пробудись!". Бруклин,1969, N 4, стр. 8-9).
Опять поверили бруклинским учителям йеговисты. Часть верующих стала воздерживаться от строительства жилья и приобретения домашних вещей. У нас в стране в 1975 году некоторые из йеговистов проживающих в сельской местности памятуя об уверениях заокеанских наставников что в царстве божьем обо всем побеспокоится сам Йегова, не стали заготавливать на зиму продукты для себя и корм для домашних животных, продавали имущество. Но, как известно, все оказалось напрасным! Не явился Иисус Христос и не наступило царство божье на Земле - ни для самих "Свидетеей Йеговы", ни для других христиан ...
Среди тех, кто назначал "конец света" и приход Христа в XIX веке, выделяется миссионерская организация "Епифания". Вслед за Русселем, члены этого движения считали 1874 год датой незримого повторного пришествия Христа на Землю. Согласно их учению, это начало "парузии", после чего должна наступить "епифания" (откровение) -- как бы "парузия в более широком освещении".
По уверениям епифанистов, сегодня приближается конец "тысячелетнего заточения сатаны". После этого он будет на короткое время освобожден, но проиграет последнее сражение и будет раз и навсегда уничтожен. А затем исчезнут все людские невзгоды и страдания. И каждый, кто успешно пройдет все испытания, обретет бессмертие.
Вот еще одно интересное пророчество. Принадлежит оно также представителям протестантизма - одному из крупных его направлений -- пятидесятникам. У них тоже есть свое понимание грядущей жизни: она будет представлена двумя царствами - Иисуса Христа и Бога-отца. Иисус Христос создает свое царство в Палестине, а более точно - на горе Сион, в Иерусалиме. А вот царство Бога-отца будет находиться на небе. Различаться эти царства будут не только по расположению, но и по времени своего существования: царство Христа на Сионе будет длиться тысячу лет, а царство Бога-отца на небе - вечно.
Отличается их фантазия от таковой других христианских Церквей и по поводу того, кто наследует эти царства. Так, одни из пятидесятников (христиане веры евангельской, христиане евангельской веры, а также евангельские христиане в духе апостольском) считают, что в тысячелетнее царство войдут все пятидесятники - "избранники божии" и те, которых Христос застанет в живых, и мертвые, которые с его приходом воскреснут. А вечную жизнь наследуют не только пятидесятники, но и все христиане.
Другие же пятидесятники (так называемые пятидесятники-сионисты) считают, что в тысячелетнее царство Христа на Земле попадут лишь оказавшиеся в живых члены этой Церкви, а умерших там не будет. А что же умершие, их-то куда?
Умершие тоже воскреснут после тысячелетия и обретут вечную жизнь в царстве Бога-отца на небе. Остальные же христиане спастись не смогут (они будут очень сожалеть, что во - время не присоединились к Церкви пятидесятников!) и в небесное царство не попадут. Более того, они обречены на вечные мучения в аду! Что же касается верующих других Церквей, а также неверующих, то все они до единого будут уничтожены Сатаной. Вот так!
Но это все, так сказать, чужие для России направления христианства. А как относится к назначению "конца света" православная Церковь? Официальная позиция Русской православной церкви достаточно осторожна -она не определяет дату "конца света", но в то же время и не отказывается от этого учения и терпеливо ждет, особенно не всматриваясь в знамения, когда это произойдет само собой.
При этом Русская православная Церковь ссылается на Священное писание (а точнее, Евангелия): "О дне же том или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец". Основываясь на этих словах Христа и выражая позицию Церкви, архимандрит Сергий - благочинный Великолукского округа заявляет, что "любые подобные предсказания беспочвенны и дерзки".
В то же время некоторые представители православия не разделяют этого мнения. Например, известный церковный историк Л. Регельсон считает, что апокалиптическая эпоха начнется до 2000 года или вскоре после него. В первые 49 лет человечество будет переживать стремительный творческий расцвет и рост духовной зрелости. На этот путь уже встала Россия. По истечении 49 лет главой объединенного человечества будет избран Михаил-юный князь небольшого христианского государства на юге России.
Однако вскоре власть захватят заговорщики во главе с "человеком греха и сыном погибели". Ложь и насилие в который раз покажутся большинству людей более убедительными, чем любовь и свобода, и они согласятся признать Антихриста своим богом. Михаил не отречется от своего служения и до конца будет держать оборону в неприступных горах. Сама природа, по заверению Л. Регельсона, восстанет против Антихриста. Явление Иисуса Христа восстановит царство Михаила на 420 лет. Этот период связан с возвращением к Богу, исцелением природы и подготовкой к окончательной победе над смертью. В конце снова будет массовый бунт и лишь после этого произойдет всеобщее воскресение, последний суд и преобразование мира.
Иначе относится к этой проблеме Церковь истинно-православных христиан, общины которой возникли у нас в 20-х годах ХХ века. Они не избежали соблазна объявить скорое наступление "конца света" и даже назвать его точную дату -- 1921 год. Намеченный срок "конца света" совпал с переписью населения. Восприняв эту перепись как "начертание антихристово", наиболее фанатичные верующие приняли это мероприятие в штыки. Отмечалось много случаев, когда верующие скрывались от переписчиков в лесах, закрывали двери и ставни, выходили с иконами, стараясь помешать "бесовской хитрости".
Не дождавшись светопреставления в 1921 году, они назначали его на 1973 или 1974 годы. Но Христос не оправдал их надежды ... Возможно потому что сама эта Церковь не отличается единством взглядов. Так, среди них есть группа так называемых николаевцев или как их называли в Молдавии "верноподданных Николая II". Их немногочисленные последователи встречаются в Рязанской, Тамбовской и Липецкой областях. По их представлениям второе пришествие Христа на Землю уже свершилось - в этом они согласны со "Свидетелями Йеговы". Но на этом сходство и кончается.
Поскольку, как считают николаевцы, второе пришествие Христа уже свершилось, значит сбудутся и другие предсказанные события,в частности, Страшный суд. Конечно, читатель может не поверить, но вот николаевцы верят, что уже началось незримое разделение народов на грешников и праведников. Остается только вынести окончательный приговор, по которому грешники попадут в ад, а праведники наследуют жизнь вечную и будут царствовать с Николаем II на обновленной Земле.
К истинно-православным христианам относят себя и "михайловцы". И по их представлениям второе пришествие Христа уже свершилось. Но Христос пришел не в облике Николая II, а в образе Великого князя Михаила. В 50-е годы нашего века по Татарии, Куйбышевской и ряду других областей под видом Христа бродил некий Михаил Ершов.
Всем этим православным Церквам противопоставили себя некоторые из липецких духовников-также, впрочем, представителей истинно-православных христиан. Они вообще отрицают идею кончины мира и второго пришествия Христа: просто жизнь на Земле будет вечная. "Конец наступит нашим грехам, - говорят они.-Человек умер и окончились его грехи. Это и есть для него "конец света".
О "конце света" говорят и проповедники так называемой "Церкви унификации", относящей себя к христианским Церквам, и возглавляемой ее создателем Сан Мон Муном. Но у них своя точка зрения. За основу понимания второго пришествия Христа последователи нового пророка берут грядущее второе пришествие Илии. Кроме того, они считают, что по примеру второго пришествия Илии, второе пришествие Иисуса Христа может произойти посредством рождения Господа на Земле. Но самое главное для мунистов-ссылка на Откровение Иоанна (7:2-4), где сказано, что ангел поднимается от страны восходящего солнца и отметит печатью сто сорок четыре тысячи избранных слуг Божьих. Они также полагают, что Христос явится на Землю в ... Корее. Более того (радуйтесь, христиане!), Иисус Христос оказывается, уже пришел в Корею и предстал перед верующими в облике (догадываетесь, кого?) преподобного Сан Мон Муна. И он уже строит царство небесное на Земле!
Уже из сказанного читатель может сделать вывод, что сегодня существует много направлений христианской Церкви проповедующих близкий "конец света" и приход Христа. В одних только США насчитывается около семисот различных Церквей и сект, призывающих готовиться к светопреставлению. Суть их учения в том, что спасутся только они, потому что только они являются истинными верующими, в то время как остальное грешное человечество будет обречено на отбывание бессрочного тюремного заключения в таком малоприятном месте, как преисподняя.
В США есть даже специальный журнал "Сообщения о конце времени". Существует и специальная информационная служба, дающая справки о "конце света" по телефону. Пророчествовать скорый конец мира на Западе стало модным и доходным занятием. О светопреставлении вещают сотни гадалок, хиромантов, астрологов и прочих "специалистов" в области черной и белой магии. Так, в 1982 году на конгрессе современных звездочетов в Италии некто Андре Барбо, ссылаясь на "поистине угрожающее поведение планет" возвестил, что "конец света" наступит в субботу 13 ноября 1982 года.
Наконец, несколько последних несбывшихся пророчеств. По учению основателя американской секты "Дети бога" Д. Берга, полное испепеление человечества должно было произойти в 1984 году. Хотя обозначенный рубеж миновал, руководитель десятков тысяч "Детей бога" по-прежнему настаивает на том, что "конец света" неизбежен и в последние дни нужно обращаться к нему, Бергу-посланцу небес.
По предсказанию руководителя и проповедника религиозной секты "Община святого Михаила" Пауля Куна (Швейцария), "конец света" должен был произойти в воскресенье 8 мая 1988 года. Согласно его пророчеству в этот день над городком Доцвиль, где была создана община, должны были зависнуть летающие тарелки для погрузки и доставки в рай наиболее достойных членов общины. Из разных городов и сел в Доцвиль съехались тысячи легковерных людей желающих посмотреть на невиданное чудо. Но несмотря на усердные молитвы членов этой Церкви, "конец света" так и не наступил, а летающие тарелки не прилетели. В результате разъяренные толпы обманутых проповедником людей попытались разгромить молитвенный дом, а заодно и мэрию, поддерживавшую руководство общины.
На 1 сентября того же 1988 года был назначен "конец света" отставным сотрудником НАСА Эдгаром Уайзенантом. Не претендуя на оригинальность, он заявил, что в этот день все истинные христиане ( а не только члены какой-то одной Церкви) попадут в рай. Это предсказание было изложено в брошюре, изданной по эгидой Всемирного библейского общества, что принесло ему 200 тысяч долларов чистой прибыли. Впоследствии многие разочарованные покупатели потребовали вернуть им деньги назад.
В архиве журналиста Алексея Приймы, занимающегося в течение ряда лет проблемой связи с загробным или "параллельным" миром только по России на 1989 -1992 годы насчитывается 29 предсказаний "конца света". Интересно, что автором этих предсказаний является ... сам Бог (какой, правда, не известно, так как имени своего он не называл).Через разных жителей России он потребовал немедленно прекратить испытания ядерного оружия и законсервировать все атомные электростанции. Кроме того, он предложил заняться решением экологических проблем. Если же это не будет в ближайшее время выполнено, Бог покарает всех людей Земли.
Да, добрый Бог, вместо того, чтобы исправить природу неразумных людей и самому заняться экологической проблемой, решил их попросту уничтожить. Это совсем в духе Библии, тем более что уже один раз Бог Саваоф (он же Яхве) уничтожил людей. Наводнением.
Проповедовала скорое светопреставление и недавно организованная в нашей стране Церковь "Великого Белого Братства", возглавлявшаяся бывшим инструктором райкома комсомола Мариной Цвигун, без ложной скромности объявившей себя воплощением Иисуса Христа и называющей себя Дэви Мария Христос.
По учению этого братства "конец света" должен был наступить 24 ноября 1993 года. Однако незадолго до назначенного срока, в начале ноября она объявила что "конец света" переносится на 14 ноября того же года. Но и в этот день ничего не произошло-солнце, как и раньше, невозмутимо светило над Землей, была хорошая осенняя погода и напрочь отсутствовали признаки вселенской катастрофы. Еще одно пророчество о "конце времен" с треском провалилось!
После этого верующих - членов "Великого Белого Братства"- ждало еще одно разочарование - невыполнение другого предсказания: о том, что в 1994 году наступит Царство небесное на Земле с центром в Киеве.
В последние годы идея близкого "конца света" неожиданно приобрела множество сторонников в Южной Корее. Пастор Ли Янг Лин-руководитель одной из христианских сект предсказывал, например, что 28 октября 1992 года Иисус Христос вернется на Землю, соберет 144 тысячи верующих и отправится с ними в рай. В ожидании судного дня эта секта открыла бойкую торговлю "билетами на небеса". Понятно, что его верующие этого события не дождались.
Поклонники миссионерской Церкви Дэйвера надеялись увидеть Христа 10 октября 1992 года. Когда же его пришествие не состоялось, вежливый руководитель секты извинился за опоздание Христа, утверждая, что Бог просто где-то задержался.
Три недели спустя так же напрасно ожидали появления Иисуса Христа 200 тысяч членов секты Дами на стадионе в Сеуле.
Призывы готовится ко вселенской катастрофе усиливались по мере приближения 2000 года (как ранее они усиливались с приближением 1000 года). Только в отличие от средневековья, на дух не переносившего науку, теперь пророки стараются на нее опереться и с ее помощью как-то обосновать свои выдумки.
Среди вещунов "конца света" на территории бывшего СССР прочно лидирует "кандидат в космонавты" журналист из Риги Паша Мухортов. По его утверждению нас, потомков сосланных на Землю "космических негодяев", которые к тому же вовсе не желают исправляться, к 2000 году должна была полностью истребить межгалактическая Организация объединенных наций.
Скажете, бред! Но чем его взгляды так уж отличаются от фантазий других предсказателей? Он же обещал прибытие на Землю в 1990 году Иисуса Христа, который,(кто бы мог подумать!), является жителем планеты Крон из созвездия Гончих псов. И хотя Христос на Землю и прибыл (так, во всяком случае, утверждает Паша), но что-то перепутал (или же что-то перепутал сам Паша) и в результате явился не в сказочную страну Шамбалу (именно туда направлял его Паша), а на стадион в Грецию, где будучи неузнанным и непризнанным (в этом нет ничего удивительного-ведь в свое время Христа в Иерусалиме тоже не признали, за что он и пострадал) был арестован полицией (хотя, на это раз никакой Иуда его не целовал).
Помимо предсказаний о вселенской катастрофе и связанным с ней "концом света", недавно появилось нечто новое-прогноз катастрофы, которая охватит, однако, не всю Землю, а лишь ее часть. Таким образом, помимо полного "конца света", человечество ждет и частичный "конец света". Этой сверхценной информацией с нами поделился упомянутый уже А. Прийма. Он "расшифровал" небесный "код", появившейся 15 сентября 1989 года над городом Сальском Ростовской области. А. Прийма утверждал, что в результате он прочел послание-телеграмму, подписанную Божьей матерью: "Россия. Русским. Иисус Христос, сын Божий спасет вас 19 июля 1999 года". Но 19 июля нас опять никто не спас...
Время бежит быстро, и вот уже некоторые прорицатели начинают предсказывать "конец света" в третьем тысячелетии. Так уже появилось предсказание о "конце света" в 2003 году, когда погибнет по крайней мере треть человечества. К этому предсказанию приложил руку скандально известный астролог Павел Глоба.
Что же касается наиболее ортодоксальных христианских Церквей, например, католической, не раз нажигавшихся на предсказаниях "конца света" и прихода Иисуса Христа, то они теперь не отваживаются называть какую-либо конкретную дату, стараются не касаться этого скользкого вопроса. Когда какие-то журналисты задали вопрос папе Римскому Иоанну-Павлу II о дате "конца света", тот отшутившись сказал, что никаких указаний сверху на этот счет пока не поступало. Конечно, в этой статье я рассказал далеко не обо всех предсказаниях и прорицателях "конца света". Главное что может вынести отсюда непредубежденный читатель-что все эти предсказания не имеют никакой серьезной основы. Конечно, вопреки провалам всех пророчеств, по-настоящему верующий человек может остаться при своем мнении и терпеливо ждать пришествия Бога или его посланника. Бог, как говорится, ему в помощь!
Воскрешение праведников
Следующая важная нерешенная проблема - воскрешение праведников. Эта проблема заслуживает особого внимания. И прежде всего потому, что является краеугольным камнем многих и, в частности, христианской религии. У христиан и сегодня существует представление о том, что человек после смерти просто переселяется в "иной мир". Имея прекрасные мифические примеры телесного вознесения и воскрешения, христианская Церковь включила в свое учение позаимствованную из других религий идею о телесном воскрешении всех людей, которые являются последователями Иисуса Христа. При этом под воскрешением понимается воссоединение "бессмертной" души с телом. В противном же случае, то есть тогда, когда речь идет только о душе, никакого воскрешения не происходит, так как душа и не умирала. Конечно, это касается только тех, кто верит в ее бессмертие.
Уже первые христиане верили, что они избавлены Богом от печальной участи всех людей: "И нас, мертвых, по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены, - и воскресил с ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.,2,5-6). Но в реальной жизни люди все-таки не воскресали, поэтому взыскание бессмертия было отложено до второго пришествия Христа:"...Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе..."(1 Фес., 4,16-17);"... мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие" (1 Кор.,15,52-53).
Хотя вера в воскрешение является краеугольным камнем всего христианства, его описание в собственно христианской части Библии отсутствует. Там сказано лишь, что для Страшного суда воскреснут все христиане без различия - как праведные, так и грешные (Ин.5:29; Деян.24:15;1 Кор.15:22). Воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению, оно будет сильным, не подверженным болезням и к тому же "духовным" - не подчиненным требованиям животной жизни.
Относительно свойств воскресшего тела в христианской Церкви нет единого суждения. Одни, например Тертуллиан, обращали внимание на тождественность воскресшего тела с настоящим и учили, что человек воскреснет с тем телом и в том же возрасте, с которым жил, даже если оно будет искалеченным или уродливым. Другие настаивали (и настаивают сегодня) на том, что новое тело должно быть не только без изъянов, но и молодым (уж если приобретать новую телесную оболочку для своей души, то уж самую совершенную и, конечно, молодую). Сторонники этого взгляда ссылались при этом на Новый завет, где утверждается, что при воскресении люди получат "...новое, бессмертное тело, как из малого сотлевшего семени дивно возникает красивый колос" (1 Кор.,15,35-38).
В то же время другие богословы, как например, отец Церкви Ориген (II-III век н. э.) столь же безоговорочно утверждали, что "мы должны получить снова не какие-либо иные, чужие, но наши собственные тела". В то же время он учил, что это тело будет особое, духовное, эфирное, не подлежащее ни зрению, ни осязанию, не имеющее никакой тяжести и веса, способное изменяться сообразно с местом, где будет обитать. Однако таким определением Ориген довел воскресшее тело до ангельской бесплотности, что противоречило как его же утверждению о тождественности воскресшего тела настоящему, так и новозаветному его описанию.
Другой отец христианской Церкви - Фома Аквинский (ХIII век н.э.) оказался в недоумении перед таким вопросом: можно ли назвать воскрешением такое положение, когда душа войдет не в то же самое тело? Ведь это будет не воскрешение, а приобретение нового тела!
Прошло много столетий, но и по сей день все эти вопросы так и остаются неразрешенными. Несмотря на это христианская Церковь и сегодня настаивает на телесном воскрешении всех своих последователей. Причем, по учению православной Церкви воскреснут как праведники, так и грешники (Ин.5:29; Деян.24:15; 1 Кор.15:22 и др.). Для большей убедительности она ссылается на своего авторитета - митрополита московского Филарета, говорившего, что "как уснувший вечером пробуждается утром с обновленной силой жизни, так уснувший смертию телесную пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения". И сегодня Русская православная Церковь утверждает, что смерть - то не прекращение жизни, а лишь разлучение души и тела, которые затем соединятся снова.
Спор о том, что собой будут представлять тела воскресших людей продолжился и в новое время. Так, христианская протестантская Церковь "Свидетели Йеговы" уверяет, что тело воскресшего не будет состоят из точно таких же атомов, как и тело живого. Большая часть человеческого тела изменяется в течение жизни, при этом изношенные ткани заменяются новыми. Тела людей, проживших долгую жизнь часто искалечены, поражены болезнями, а потому несовершенны. Естественно, что добрый и любящий Бог не может восстановить их в том виде, в каком они были в момент смерти. Далее они вполне здраво рассуждают о том, что тело умершего разлагается на отдельные вещества, которые поглощаются затем растениями, животными и людьми. Атомы умершего, таким образом, служат строительным материалом для многих людей, и собрать их потом, соглашаются йеговисты, -- задача непосильная даже для Бога, так как один и тот же атом может стать общим для многих людей, подлежащих воскрешению.
Признавая невозможность воскрешения (воссоздания) тела человека после его смерти, йеговисты не хотят все же "сжигать за собой мосты" и совсем отказаться от веры в воскрешение. Придавая видимость научности своей критики веру других Церквей в загробную жизнь и бессмертие души, они, по существу, возвращаются к ее мистическим основам, заявляя, что Йегова способен создать тело "значительно высшего свойства, чем те, которые из плоти". Учитывая выше названные трудности построения тел воскрешаемых людей из прежнего набора атомов, по учению йеговистов Бог построит тела людей заново, из новых атомов (то-то будет морока создавать совсем новые, ранее не использованные атомы, снабжая каждый из них определенным числом протонов и электронов, да еще и рассчитать для последних орбиты!).
Существует, наконец, еще одна интересная проблема воскрешения: на кого оно распространяется - на всех людей или только на избранных? Каждая Церковь объявляет, что воскреснут только ее последователи. Например, согласно уже упомянутому учению йеговистов, воскреснут только те, кто служил Йегове, согласуя свои тело, чувство, поступки и мысли с Богом Йеговой. (Это значит, что не только буддисты и магометане, но и 99% христиан-католиков, православных, баптистов, англикан, пятидесятников и т.д. - так и не дождутся воскрешения!).
Особняком стоит учение принадлежащих к протестантам евангельских христиан, объявивших что "спасение", оказывается, уже свершилось и что оно распространяется на всех христиан (но только на христиан). Горе тем, кто не уверовал во Христа - все они прямиком попадут в ад! Вера в Христа объявляется главной добродетелью. В листовке, распространяемой активистами этой Церкви говорится, что "люди попадут в ад не из-за того, что согрешили, а из-за того, что отвергли Иисуса Христа". Отсюда следует страшный вывод-человек может совершить любой грех, даже самое страшное преступление, но если он уверовал в Христа (или просто заявил об этом), душа его минует ад и спасется, то есть попадет в рай!
В отношении к посмертной судьбе людей объединяет одно - вера в воскрешение. Правда, как выяснилось, воскрешение будет происходить, но с двумя существенными оговорками: 1) воскрешению подлежат не все верующие, а лишь члены данной Церкви, 2) само по себе воскрешение еще ничего не значит, так как судьба воскресших людей определится после Страшного суда, в результате которого только избранные (так называемые праведники) получат доступ в рай. Для остальных же он будет навсегда закрыт...
Т.о., в связи с несостоявшимся за две тысячи лет вторым пришествием Христа, у христиан так и не выработалось единого представления о всеобщем воскрешении всех людей. Проблему эту им придется решать в третьем тысячелетии.
Проблема вечности (бессмертия) души
Тесно связана с проблемой всеобщего воскрешения людей одна из ключевых проблем любой религии - проблема вечности (бессмертии) души. В последние годы в связи с активизацией деятельности церковных организаций, увеличением информации о религиозных учениях чаще, чем прежде стала обсуждаться проблема бессмертия, вечной жизни.
В христианской Церкви считается, что вера в бессмертие души была присуща ей изначально. На деле же в течение веков среди отцов христианской Церкви царила удивительная разноголосица.
Живший во втором веке н.э. отец Церкви Ириней Лионский учил, что душа не имеет абсолютного бессмертия, что "как тело само по себе не есть душа, но только принимает участи в жизни души, так и душа сама по себе не есть жизнь, но принимает потребную для себя жизнь от Бога". И такая точка зрения не была случайной. Ведь первые книги Ветхого завета не дают никаких серьзных оснований для веры в бессмертие души. Даже в Новом завете прямо говорится, что только Бог "единый имеющий бессмертие" (1Павл.Тимоф.6,16). Ссылаясь на это утверждение, богословы пытались обойти неизбежно возникающие противоречия.
Действительно, если душа бессмертна по своей природе, то всемогущий Бог не может ее уничтожить. Однако, с богословских позиций думать так - кощунство. Чтобы не впасть в него некоторые теологи заявляли, что душа смертна и может существовать столько, сколько того захочет Бог. Титиан (II век н.э.) считал, что душа "имеет земное происхождение: сама по себе ничто иное, как тьма и нет в ней ничего светлого; по природе своей не бессмертна, но смертна и способна к разрушению". Другой отец христианской Церкви - Тертуллиан (II-III века н.э.) вообще считал душу телесной.
Некоторые богословы, например, Климент Александрийский - современник Тертуллиана, пытаясь избежать крайностей заявляли наподобие того, как это делали некоторые язычники, что душа - сложная субстанция и состоит она из двух частей, одна их которых смертна, а другая - нет.
Такая путаница во взглядах христианских богословов связана прежде всего с тем, что в самой главной для христиан части Библии - Новом завете - слово "душа" имеет значение и смертного живого существа и бессмертного нематериального в человеке (см. Ев.Матф.,10:28; Луки,12: 19; Марка,3:4).
Споры о сути души продолжались несколько столетий и хотя, в конце концов, христианская Церковь постановила считать, что душа человеческая бессмертна, но и по сей день вера в ее бессмертие так и не стала общепризнанной в этой самой крупной по численности верующих религии мира.
Ну, уж наверное православная Церковь и, в частности, Русская православная Церковь твердо убеждена в бессмертии души, скажет мой читатель. К сожалению должен его огорчить. В сборнике "Душа человеческая", изданном в 1992 году Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем, принадлежащим Русской православной Церкви, сказано совершенно однозначно: ". . . говоря о бессмертии души, нельзя со строгой необходимостью доказать бессмертие ее. Ибо тот, кто даровал душе несложность и простоту, может и совсем уничтожить душу". Так где же гарантия, что всесильный Бог ее не уничтожит?
Такой гарантии дать не может никто. Даже сам Бог! Уж если консервативная православная Церковь не может подтвердить бессмертие души, то что спрашивается, взять с вольнодумствующих протестантских Церквей? Идею бессмертия души отвергают две крупные протестантские Церкви - "Адвентисты седьмого дня" и "Свидетели Йеговы".
Адвентисты утверждают, что душа смертна ссылаясь, как это ни покажется странным, на Библию. Слово душа, - говорят они, - встречается там 853 раза, но ни разу нигде не говорится о ее бессмертии (!).На этом основании они утверждают, что душа смертна. А для того, чтобы окончательно уничтожить своих идеологических оппонентов добавляют, что подобный взгляд "сообразуется с последними данными науки".
Один из руководителей "Свидетелей Йеговы" И. Рутерфорд, желая подчеркнуть крайнюю степень неприятия идеи вечной, неуничтожимой души, даже заявил, что "мысль о бессмертии души родилась у Сатаны". В то же время и здесь вопрос о смертности души оказывается не таким простым. С одной стороны эта Церковь отрицает признаваемый, как они говорят "фальшивыми религиями" (т.е. католицизмом и православием) догмат о бессмертии души. При этом душа понимается ими как "живое существо, будь оно рыба, птица, животное или человек".
Ответственность Христа перед людьми
Вопрос об ответственности Бога перед людьми поднимался уже не раз. Однако сегодня, когда подводится итог двухтысячелетней деятельности христианской Церкви, этот вопрос приобретает важнейшее значение и становится весьма острым. Ответственность Иисуса Христа, как всемогущего Бога за процессы и явления, происходящие в нашем неблагополучном мире, относятся к числу важнейших нерешенных проблем христианства, критическая масса которых может взорвать его учение, а заодно и вызвать развал его Церкви.
По учению трех крупнейших христианских Церквей - католической, протестантской и православной - Христос является не только соавтором, со-создателем этого мира - как неорганического (мертвого), так и органического (живого), но и Богом, участвующим в процессах, происходящих в этом мире, знающим все про всех. Так, в Новом завете об Иисусе Христе сказано: "...Бог больше сердца нашего и знает все" (1 Иоан., 3,20), Бог "знает все совершеннейшим образом" и даже "в превосходной степени" (Мф., 11, 27). Непререкаемый авторитет РПЦ святитель Иоанн Дамаскин (Иоанн Тобольский "О божественном промысле". М., Паломник, 1996) утверждает, что "Всесильный Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и неведомое в преисподних местах. ... все без исключения происходит по предвечному совету Божию, по благоволению и Провидению Его".
С другой стороны, уже довольно рано христианские богословы поняли, что если признать Христа активно участвующим в земной жизни людей, то неизбежно придется признать его ответственость и за все беды и несчастия, которые обрушиваются время от времени на человечество и отдельных его представителей. Для того, чтобы освободить своего Бога от ответственности за зло и несправедливость в этом мире, христианские богословы разработали учение о свободе воли: предоставлении человеку выбора пути спасения - принятие христанского учения или отказ от него и следование своим путем (который, неминуемо приведет в ад). В послании Иакова сказано, что Бог "сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (гл.1, с.13-14). В связи с этим вопрос о том, отвечает ли Христос за судьбы людей или нет, повис в воздухе. В течение долгих двух тысяч лет христиане не особенно задумывались о сути этого противоречия. Однако, по мере накопления знаний, роста образованности населения и его культуры, этот вопрос все чаще стал беспокоить верующих, особенно тех из них, кто способен о нем задуматься.
Таким образом в христианстве было заложено неразрешимое противоречие - с одной стороны, догма о предопределении, т.е. зависимости всего мира и всех происходящих в нем процессов от Бога и, с другой стороны, неполноту и даже отсутствие этого предопределения выразившееся в виде свободы воли и поведения человека.
Действительно, если Иисус Христос всемогущий Бог, создавший этот мир и управляющий им, то как можно объяснить гибель миллионов людей не только от рук людей уверовавших в других богов, но и тех, которые являются христианами. На совести христиан уничтожение многих народов мира, произошедшее при полной поддержке их Бога.
Во время Второй мировой войны Христос обеспечил немецким фашистам захват всей Европы, уничтожение в лагерях смерти миллионов ни в чем неповинных людей (причем, все это делалось только по воле Его). Людей, которые молили его о пощаде. В течение всех лет ужасной войны. Христос был глух даже к молитвам и мольбам служителей своей Церкви - священников разных санов. Христос был глух также и к мольбам своих соплеменников (ведь мать его была еврейкой).
Самое удивительное, что Иисус Христос совершенно равнодушен даже к убийству его собственных и, должно быть, любимых слуг - жрецов, священно- и церковнослужителей. За годы советской власти были убиты и репрессированы сотни тысяч священно- и церковнослужителей. Но Иисус Христос, во славу которого они терпели свои мучения и с именем которого они умирали, им не помог, не защитил. И это Бог которого называют "Спасителем"! Не защищает он и не спасает от разорения и уничтожения места поклонения себе любимому - храмы и монастыри. По данным Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, на временно оккупированных территориях Советского Союза в годы войны было сожжено или полностью уничтожено 1670 церквей, 237 костелов, 69 часовен, 59 синагог и 258 зданий других религиозных организаций. Но Христос не защитил ни свои, ни, тем более, церкви других богов!
Управляя этим миром, Христос должен быть ответственным и за так называемые стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, ураганы, тайфуны, цунами, оползни, сели и пожары. Но он не ни разу не вмешался, не навел порядок, не защитил людей, в том числе и своих верующих. Своим бездействием он обрекают их на гибель и мучения.
Огромное количество людей пострадало и погибло от всевозможных эпидемических заболеваний. Самая заразная болезнь - легочная форма чумы, известная также как "черная смерть" погубила около 75 миллионов человек. В середине XIV века эпидемия этой болезни выкосила примерно четверть населения Европы. Страшное вирусное заболевание - гепатит "В" - поразило сегодня 350 миллионов человек, из них россиян - 5 миллионов. Ежегодно от осложнений, связанных с этой болезнью, в мире умирает два миллиона человек. И они не знают, за что всесильный Бог Иисус Христос обрек их на смерть. А Церковь, в частности РПЦ не стесняется при этом пропагандировать взгляды своего святителя Иоанна Тобольского заявляющего, что "все несчастья и бедствия происходят по воле Божией". Как же низко должен пасть человек, чтобы приписывать своему Богу обрушивающему бедствия на головы людей "ради достижения праведных целей Промысла Божия". Бить и даже уничтожать людей и заявлять при этом, что все это для их же пользы!!!
Если болезни, страдания и насильственную смерть миллионов людей можно объяснить их прегрешениями перед Богом, то непонятна его жестокость по отношению к фауне - животным, птицам, рыбам и флоре - деревьям, кустарникам, травам и цветам. Глобальные и катастрофические изменения климата на нашей планете уничтожили на Земле миллионы животных и растений.
Кроме вселенских катастроф, флора и фауна ежегодно уничтожается на земле от лесных пожаров, наводнений, землетрясений, извержений вулканов, селей, цунами, нашествий саранчи.
Проведенный мною анализ сфер деятельности, в которых мог бы проявить себя Иисус Христос, показывает, что он ни в чем не принимает участия - ни в процессах и явления природы, ни в управлении человеческим обществом, во взаимоотношении государств, ни, тем более, в судьбах отдельных людей.
Как все это должны расценивать верующие? Большинство пока об этом не задумывается. Что же касается самой Церкви, то об изменении отношения христианских богословов к вопросу об участии Христа в жизни верующих можно судить на примере Русской православной Церкви. После 1917 года эта Церковь долгие годы не обсуждала вопрос об участии Христа в делах повседневной жизни страны. Но затем спохватилась и в 60-е годы ее руководство разработало осовременненное богословие, согласно которому Христос не оставляет без внимания судьбу страны и русского народа. В "Богословии мира", в частности, говорилось, что человек является соработником Христа, что добрый христианин должен помогать Богу преобразовывать мир. Война, убеждали православные богословы, не от Бога, это зло - дело рук человеческих. А вот мир - дар божий. Непонятно только, как это добрый Бог, который так любит людей и, особенно, своих последователей не вмешается и не прекратит распри на Земле, не остановит уничтожение хотя бы христиан. В другом богословии - "Богословии примирения" говорится о примирении человека с Богом, как единственно действующем средстве реализации насущных проблем человеческого общества. Т.о. верующим исподволь внушают, что Христос и сегодня руководит судьбами людей и страны. Правда, не все в это верят.
Часть верующих приходит к выводу, что Христос проявлял себя лишь до тех пор, пока не вознесся на небо. После чего он и думать забыл о своих последователях и их проблемах и удалился на покой, предоставив миру развиваться по своим законам. Но такие мысли приводят к печальным для христианской Церкви результатам: верующие перестают верить священникам, внушающим им, что Бог обеспечит им спасение - вечную жизнь на небе... При этом у некоторых из них, наиболее трезво мыслящих, возникает даже сомнение в его существовании. Данные опросов жителей европейских стран показывают, что количество верующих в Христа стремительно падает. Так, результаты опроса общественного мнения, проведенного в 1999 г. Англии показал, что в Христа верят лишь 43% англичан, что в полтора раза меньше, чем 6 лет назад. Неудивительно, что число приверженцев англиканской Церкви ежегодно уменьшается на 14 тыс человек. Архиепископ кентерберийский Джорж Кэри заявил недавно, что британцы испытывают "аллергию на религию" и что от исчезновения Церкви Великобританию отделяет только одно поколение. То же происходит и в других западных странах традиционно исповедующих христианство.
Догматические проблемы: споры о природе и ипостасях Христа, невозможность до конца порвать с иудаизмом
Еще одна важнейшая проблема христианства связана с пониманием сущности Христа как Бога, становления учения о его природе и ипостасях. Появление в 1 веке н.э. Иисуса Христа, объявившего себя сыном божьим (Мф.11,27;24,36; Ин.5.30;5,36-37) [а именно, еврейского Бога Яхве], вызвало, как известно, неоднозначную реакцию его соплеменников. Подавляющая их часть считала и продолжает считать его самозванцем и проходимцем, потому что у их Бога никакого сына, тем более бога-сына, нет и быть не может. В соответствии с евангельскими легендами, Иисус Христос был иудеем-сектантом, реформатором иудейского учения (Мф.12,1-3,12; Лк. 6,5-10; 11,38). Называл он себя "Человеком" (Ин. 8,40) и очень часто "Сыном Человеческим". Судя по евангелиям, он и не думал претендовать на то, чтобы стать богом (Мк.10,18). Возражая против того, чтобы его называли "благим" - эпитетом, применявшимся лишь по отношению к Богу (Яхве), - он заявил: "Никто не благ, как только один Бог" (Мк.10,18). Он претендовал лишь на то, чтобы быть мессией - посланцем Бога Яхве (Ин.7,16). Но основателям новой религии и новой Церкви этого было мало. И они сделали его Богом, даже не спросив его согласия. Для этого они сочинили историю его сказочного зачатия и рождения. Не будучи в состоянии разорвать пуповину, связывающую их с иудаизмом, основатели христианства сочинили ему нелепую родословную от дома царя Давида. Все остальное появилось позднее, когда стала создаваться новая религия и новая Церковь.
Что же касается его учеников и последователей, то он поставил их перед нелегкой проблемой - решать, кем же им его считать: просто сыном Бога или Богом-сыном. За кажущейся простотой этой проблемы лежало нечто более важное - вопрос о всесилии Иисуса Христа: если он всего лишь сын Бога, но сам не бог, то что он может обещать своим верующим, что он может им дать? В лучшем случае он может что-то сделать для себя и просить у своего всемогущего отца что-нибудь для людей. Понятно, что за таким богом толпы верующих не пойдут. Другое дело, если он Бог-сын, т.е. не только сын, но и сам Бог. Тогда уже есть о чем говорить. Тем более, если попытаться уравнять его в правах с его Богом-отцом, что впоследствии и было сделано в учении о троице.
Наибольшая сложность решения этой проблемы состояла в том, что самого Христа она, судя по всему, нисколько не волновала. Поэтому он ничего по этому поводу не говорил. Ни до своей смерти, ни после, когда по учению христианской Церкви он вознесся на небо. Это привело к тому, что христиане стали яростно спорить, что же представляет собой их Бог. Как известно, договориться они не смогли, поэтому одна часть верующих стала считать его Богом, а другая - лишь сыном Бога. С этим неразрешимым вопросом христиане входят в третье тысячелетие.
Но этими проблемами беды христиан не ограничиваются. Есть у них еще одна проблема, которая связана с природой Христа, т.е. его человеческой и божественнлй сутью. Если проблема ипостасей Христа обсуждалась широко, то проблема его природы - весьма однобоко: рассматривалось их единение, влияние друг на друга, но почти не обсуждался вопрос о существовании Христа до и после его воплощения в человека. Суть этой проблемы состоит в том, что в соответствии с Новым заветом и учением о христианской Троице, Христос существовал всегда: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откров.1,8; Ин. 8,25). Это означает, что он никогда не рождался и поэтому у него нет родителей - ни папы, ни мамы. У него не только нет родителей, но и возраста. В состоянии неопределенного возраста он существовал очень долго - возможно, миллионы лет. Но однажды он решил воплотиться в облике человека - сына простой еврейской женщины. Тут то и начались проблемы для его последователей, так как это воплощение выглядело как рождение, т.е. появление чего-то нового.
Представление о том, что у Иисуса Христа есть две природы, отцам Церкви пришлось создавать не только потому, что по евангелиям он был богочеловеком, но и в связи с тем, что им надо было как-то примирить его смерть и бессмертие: он умер, но в тоже время как бы и нет, так как по их представлениям его существование продолжилось. А продолжить его существование пришлось потому, что им нужен был бог живой, а не мертвый, с которым в общение не вступишь, к которому не обратишься за помощью. Но главное, он должен был снова явиться на землю и создать на ней рай для всех своих верных последователей. Иначе руководству Церкви нечем было бы прельщать людей. Сделать это было нетрудно, т.к. христианские богословы были осведомлены об учениях о умирающих и воскресающих богах Древнего Египта и Востока - Осириса, Аттиса, Диониса, Таммуза и др. А раз Христос должен был считаться бессмертным, надо было представить так, что у него было два вида - нетварный, т.е. божественный и тварный, т.е. телесный, человеческий. Создав представление о двух видах Христа, отцы Церкви хотя и вышли из трудного положения, но не заметили, что создали себе новые трудности. А состояли они в том, что эти два вида Христа оказались как бы независимыми друг от друга, что хорошо видно из самих евангелий.
Действительно, получалось, что помимо вечно существовавшего (согласно учению иудеев) Яхве-Саваофа, всегда был другой Бог - Иисус Христос, о котором иудеи (включая раввинов и иудейских пророков) почему-то не только не знали, но и слыхом не слыхивали. В результате иудео-христиане попали в страшно неудобное положение. Все это попахивало не просто ересью, а откровенным извращением иудаизма. Перед отцами христианской Церкви встала очень трудная задача - как-то увязать вечно существовавшего Яхве-Саваофа с претендовавшим на не менее вечное существование Христом. И эта задача была успешно решена!
Трудность основателей новой религии состояла в том, что хотя она и создала своего собственного бога, но этот бог был богом второстепенным, не главным, а потому зависимым от Яхве-Савоафа, которого Христос называл своим отцом. А это их, естественно, не устраивало. Надо было придумать что-то, чтобы их бог был бы если и не главным, то хотя бы равным своему названному отцу. Решение этой проблемы было крайне важно и потому, что без нее христианство навсегда могло остаться сектой, религией дочерней к иудаизму. А этого допустить было нельзя. Надо было искать выход. И он был найден - Иисус Христос был объявлен (не сразу, конечно, - в евангелиях об этом нет ни слова, ни намека) не только сыном Бога, но даже равным богу-"отцу", т.е. самому Яхве-Саваофу.
Для того, чтобы сделать это, христиане привлекли древнюю идею язычников о троичности главных богов (например, у шумеров Ану, Энлиль и Эа, у египтян - Осирис, Исида, и Гор, у индусов - Шива, Парвати и Ганеша и др.), дополнив ее идеей равенства членов этой троицы друг другу. Кроме того, была использована восточная идея ипостасей бога, когда один бог был представлен то в одном виде (или виде одного божества), то в другом (в виде другого божества). Но для завершения этого построения троичности им не хватало третьего бога.
Проблема была решена неожиданным образом: в качестве этого третьего члена троицы был взят "святой дух", приравненный столь же неожиданно и парадоксально к Богу. Почему именно он? Да потому, что у христиан не было выбора: мать Иисуса Христа тут не подходила, т.к. для производства ее в бога требовалось бы очень многое. Ведь в иудаизме не могло быть божества-женщины, это было не в его традициях. Более того, религия древних евреев на определенном этапе своего развития избавилась от последней богини - Аш(ры и Яхве стал богом - одиночкой, единоправящим Богом. Кроме того, мать Христа была простой женщиной и сделать кроме сына и ее саму богом было бы очень сложно. Для этого надо было бы обосновать и ее принадлежность к Яхве-Саваофу, но на такой шаг отцы-основатели христианства пойти не осмелились.
Пришлось обратиться опять-таки к родному для них иудаизму и поискать там кого-либо, кто мог бы подойти на эту роль. Правда для этого пришлось преодолеть одну неувязку - святой дух, который в иудаизме был представлен в виде голубя, у них был женского рода. После длительных споров (отраженных, в частности, в неканоническом Евангелии от Филиппа, где говорится: "...когда бывало, чтобы женщина зачала от женщины?) христианам пришлось закрыть на это глаза и пойти на явное извращение древнего учения: святой дух сделавшись богом выполнил одновременно две функции - оплодотворил мать Христа и стал членом святой троицы, каждый из которых мог подменить (стать ипостатью) другого.
Так была решена проблема Иисуса Христа, который получил в качестве отца Бога Яхве-Саваофа, сам стал Богом, да еще и богом, который являясь ипостатью бога-отца, получил все его прерогативы и титулы: бога-творца, пантократора (вседержителя), а заодно и спасителя. И хотя теоретически каждый из членов этой троицы может называть себя Богом-Творцом и Спасителем, но христиане упорно называют этим титулом только Христа. И понятно почему - ради него-то и создавалась вся эта божественная конструкция. Кроме того, святой дух, в результате стал отцом Иисуса Христа и решил тем самым мучительный для создателей этой религии вопрос о том, как Христу стать сыном Бога, не привлекая напрямую для этого дела старшего Бога - Яхве. Ведь у иудейского Яхве не было детей, поэтому напрямую приписать ему ребенка было бы очень неосмотрительно. Святой дух и решил эту крайне деликатную задачу: с одной строны Христос родился от бога (Святого духа) и получил, тем самым статус бога. А с другой стороны Яхве не был его "генетическим" отцом. Однако через троединство Христос мог считаться сыном и Яхве. Желая придать этому положению хотя какую-то весомость сколько-нибудь серьезное звучание, отцы Церкви дополнили свое учение еще одним изобретением, оказавшимся, правда, весьма шатким и слабым - этого духа послал де Бог-отец Яхве. С помощью этого лукавого приема Иисус Христос, зачатый согласно евангельским рассказам Святым духом, стал считаться как бы и сыном Яхве. Далее мог бы последовать и следующий шаг - Христос родил Яхве, а заодно и самого себя. Но он уже не рассматривался, потому что выглядел уж совсем нелепо.
Изображение Христа
Об изображении Иисуса Христа нужно сказать особо. Его, в отличие от других богов, люди видели и могли бы дать его точное описание. Однако, удивительное дело, облик его не сохранился. Хотя в те времена не была еще изобретена фотокамера, но существовали художники, которые, судя по рисункам того времени, неплохо владели кистью и резцом. А причина состояла в том, что христианство очень долгое время находилось под влиянием иудаизма, запрещавшего изображать бога. В первых веках христанская Церковь категорически запрещала какое-либо изображение своего божества. Более того, церковный собор в Эльвире в начале IV века установил правило, согласно которому на стенах церквей не должно было быть никаких предметов почитания и поклонения. В результате, когда появилась потребность в его изображении, никто уже не мог сказать, как же он выглядел на самом деле. Вот почему появились изображения Христа, которые ничего общего с ним самим не имеют.
Первоначально он изображался в виде рыбы (или дельфина). Связано это было с тем, что в те времена иудеи, в соответствии с Талмудом, верили, что бог для спасения человечества воплотится в рыбу. Христа изображали также в виде жертвенного агнца (ягненка). Такое изображение своего бога христиане позаимствовали у язычников - греков, изображавших своего бога Гермеса, покровителя животных, в виде "доброго пастыря", который заботливо несет на плечах уставшую овечку. Изображали Христа и виде виноградной лозы, солнца и других образов страдающих, умирающих и воскрешающих богов - Осириса, Таммуза, Аттиса, Диониса и других.
На протяжении четырех столетий отцы христианской Церкви отказывались изображать своего бога - Иисуса Христа в человеческом виде, но потом были вынуждены отменить свой запрет. Спор о наружности Христа особенно активно шел с конца II до начала V века. Юстин Философ, Климент Александрийский, Тертуллиан и другие считали Христа невзрачным и некрасивым. Средневековый писатель Цельс писал, что "...люди рассказывают, будто Иисус Христос был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение". Тертуллиан в полемических диалогах с противником Ветхого завета Марционом так описывает Христа: "Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния. Поистине, неужели нашелся бы смельчак, который бы нанес малейший вред телу, если бы оно отличалось необычайной красотой? Кто бы покрыл плевками лицо, если бы уродство, которое наложил на себя Иисус и которое сделало его презренным в глазах людей, не представляло это лицо заслуживающим одних лишь плевков?".
Однако позднее пришло время, когда в сознании христиан начал складываться иной облик Христа, восходящий к греческой и римской мифологии: Иисус Христос был богом, а значит он должен быть прекрасным. Красавцем его считали Амвросий Медиоланский, Феодорит Кипрский, Иероним и Иоанн Златоуст. Окончательно образ Христа сложился лишь в VII веке: Трульский собор в 692 году постановил изображать Христа в человеческом облике, с длинными волосами, в плаще с жезлом в руке или со свитком. Самое яркое выражение новая тенденция нашла в искусстве Ренессанса. Микельанжело в знаменитой фреске "Страшный суд", находящейся в Сикстинской капелле, изобразил Христа красивым безбородым юношей, что было встречено папскими сановниками в штыки.
А в первой половине VIII века в Византии возникло движение получившее название иконоборчества. Дело дошло до того, что император Константин в 754 г. созвал в Византии большой собор, на котором присутствовало более 300 старших священников - епископов. На соборе было постановлено, что "восстановливать образы святых посредством материальных красок и цветов есть дело бесполезное, праздное и даже богопротивное и диавольское". И лишь 7-й Вселенский собор, собравшийся в 787 г. в Никее, восстановил почитание икон, в том числе и икон Иисуса Христа.
Если посмотреть на его иконы, написанные в разное время и разными богомазами, то мы увидим совершенно разные лики. Внешне они совершенно непохожи и только надпись или атрибуты Христа могут свидетельствовать, что изображен именно он. У Церкви выработался двойной подход к ответу на вопрос, кто изображен на иконе: если спрашивает простой верующий, то ему говорят, что это - Иисус Христос, а если грамотный, дотошный человек, то ему говорят, что икона Христа является лишь символическим его изображением. Поэтому рисовать можно что угодно, даже точку, квадрат, любую геометрическую фигуру.
В связи с догматом о Троице, в средневековье в Западной Европе Христа на иконах изображали с тремя лицами. Но это вызывало протесты со стороны большой части духовенства, поэтому в 1628 году папа Урбан VIII запретил изображать святую Троицу в виде Христа с тремя устами, тремя носами и четырьмя глазами.
Люди чаще всего изображали своего бога в зависимости от того, какого цвета у них кожа. Так, белые верующие изображают Иисуса Христа белым. Чернокожие сначала мирились с тем, что Христос изображается белым, но в XX веке они уже стали изображать его чернокожим. Соответственно и мать Иисуса Христа была объявлена чернокожей.
Со временем, когда религиозная дисциплина ослабла и среди верующих развелось слишком много вольнодумцев и еретиков, часть христиан (протестанты) вернулась к иудейскому представлению о том что Бог не имеет человеческого облика, не имеет рук, ног и даже головы. А поскольку у него ничего нет, то и изображать нечего. Он просто распространен везде во времени и пространстве, он вездесущ. Конечно, о таком Боге вольнодумцы-насмешники не могут сказать, что он сидит на облаке и пьет чай с кренделями. Теперь на ехидный вопрос, на какой планете и в каком таком созвездии живет бог можно было сказать, что он присутствует везде. Конечно, это является грубым искажение древнего (библейского) учения о Боге. Большая же часть христиан - католики и православные - и сегодня считают, что Бог имеет человеческий облик. Его многочисленные изображения можно видеть на иконах и в скульптуре. А представления о нем, как о существе, не имеющем тела, с их точки зрения - преступная ересь.
Другие важные проблемы
Отношение к науке и научной картине мира
В недалеком прошлом христианство активно выступало против науки. Его позиция в этом вопросе вполне однозначно сформулирована в главной христианской книге "Новый завет": "Ибо написано: "погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну". Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (I Кор., 1, 19 - 20). Погромы христианским фанатиками библиотек, обсерваторий, типографий и лабораторий, позорные судилища над мыслителями и учеными, тюремные заключения, жесточайшие муки и пытки, смерть на кострах и плахах тех, кто осмеливался сомневаться в догматах христианской Церкви - такова многовековая история отношений христианства к науке.
Но время неумолимо, мрачные времена средневековья позади, открыто выступать и поносить науку и знания становится невозможно. Церковь понемногу начинает поворачиваться к миру науки и техники. Но до сих пор она так и не выработала единого мнения о том, как ей надлежит относиться к науке и научной картине мира. Ее позиция по отношению к науке напоминает страуса, прячущего голову в песок - я ничего не знаю, не вижу и не слышу.
Наибольший прогресс здесь отмечается у протестантских и католической Церквей, которые уже отошли от библейской истории сотворения мира за шесть дней. Однако, пытаясь сохранить верность Библии, они так и не смогли объявить библейскую историю мироздания сказкой. В целом признавая научную картину мира, богословы этих Церквей в то же время пытаются спасти от разрушения фундамент своих религиозных воззрений. Они всего лишь заявляют, что Библия - не учебник естествознания, поэтому к описанию дней творения надо относиться как к аллегории, иносказанию. Конечно у людей мало-мальски знакомых с историей христианской Церкви, сразу возникает вопрос: а почему Церковь не говорила об этом раньше и заставляла принимать библейскую сказку как непреложный факт, а не как аллегорию? Ведь в связи с этим мифическим творением она (до сих пор !) имеет свою систему летоисчисления - от "дней сотворения". О том, что возраст Земли не 6 тысяч лет, а 4.6 миллиарда лет она вроде как и не знает.
Нелепой выглядит и сама аллегория - 6 дней "творения" никак не связаны ни с геологическими эрами, ни с эпохами. Но отвечать сторонникам этой подправленной интерпретации библейской истории нечем. Еще ближе к признанию первоначальной, библейской картины мира находится Православная Церковь. Кичась своей первозданностью и чистотой вероучения, РПЦ и сегодня сохраняет в неприкосновенности библейскую картину мира. В то же время в светской, да и церковной печати она старается избегать обсуждения этого вопроса.
Несовместимость христианских и научных взглядов отмечаются также и в других взглядах на мир в целом ("конец света", существование непознаваемых явлений, сверхъестественное), на живую природу (существование души, сотворение жизни и человека, "вещие" сны, психические болезни), на общественную жизнь (христианство не признает законов общественного развития, но пропагандирует "промысел" божий; не согласно с наукой о смысле человеческой жизни; выступает против научного понимания роли Церкви в жизни общества).
Отношение к женскому священству
Все острее становится проблема отношения руководства христианских Церквей к женщинам вообще и женскому священству, в частности. Верующие феминистки в последние два-три десятилетия стали активно нападать на руководителей своих Церквей требуя полного уравнивания своих прав с мужчинами. Теперь они не только требуют допускать их к священному сану, но и настаивают на пересмотре основных, незыблемых положений христианской религии. Английские феминистки из методистской Церкви заявляют, что создавая наш мир, Бог вынашивал его, что было подобно рождению и вскармливанию младенца. То есть Бог делал то, что традиционно отождествляется с женским началом. Поэтому, заявляют они, нет никаких оснований полагать, что Бог - существо мужского пола и обращаться к нему надо со словами "отче наш". В молитвах, утверждают они, Его (Ее?) можно называть "матерью" и "сестрой". В настоящее время в Англии уже созданы новые молитвенники, в которых Бог называется "наш отец и мать". Обеспокоенные влиянием женщин в методизме (одного из направлений протестантизма), его руководство заменило название гимна "Бог наших отцов" на "Бога всех веков".
Отношение руководства христианских Церквей к женскому священству разное: одни, как англиканская Церковь, относятся к этому положительно (сегодня в ней уже более 1,5 тыс женщин-священников, более 1 тыс дьяконисс и 2 епископини). Несколько лет назад представительница другой протестантской Церкви - немецкой евангелическо-лютеранской стала первой в мире женщиной получившей сан епископа. Другие же Церкви, как католическая, готовы пойти лишь на частичные уступки, хотя II Ватиканский собор и высказался за то, чтобы женщинам разрешили принимать по крайней мере низший духовный сан - дьяконисс. Однако пойти на уступки готовы не все руководители католической Церкви. Как сообщила бельгийская "Суар", католический священник Эндрю Рикис-Уильям заявил, что давая женщинам священнический сан, с тем же успехом можно рукополагать и обезьян. Наконец, третьи - православные Церкви, по-прежнему категорически против женского священства. Ссылаются они при этом на апостола Павла, который говорил: "Жены ваши в церквах да молчат, не повелеся им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет: аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в церкви глаголати". Но иерархам православных Церквей деться некуда - эту проблему им придется решать и рано или поздно и им придется разрешить женское священство. Тем более, что первый шаг уже сделан - ведь пошли же они на то, чтобы разрешить женщинам быть регентшами (руководительницами церковных хоров).
Проблема общения с Богом
Проблема общения с Богом является одной из важнейших в христианской Церкви. Как это не удивительно, но Бог (Иисус Христос и вся Троица) на протяжении всего времени существования своей Церкви напрямую не общался ни с народом - простыми верующими, ни со священнослужителями, ни, даже, с главами своей Церкви и своими наместниками. За две тысячи лет Христос ни разу не спускался на грешную землю (в отличие от языческих богов, которые делали это регулярно), не управлял земными делами, не обсуждал церковных дел, никак не реагировал на склоки в его Церкви, на ее расколы, на недостойное поведение ее членов. Уж если глава Церкви Иисус Христос не общается с ее членами, то ничего странного нет в том, что с ними не общаются и другие члены святой Троицы - Бог-отец и Бог-святой дух.
Отсутствие связи с Богом привело к тому, что руководители Церкви так и не смогли придти к единому мнению о том, нужен ли посредник между Богом и человеком (священник) или нет.
Христос оставляет свою паству в неведении о своих делах и замыслах, смысле происходящего на Земле. Внося тем самым, непонимание, рождая домыслы и провоцируя свирепую вражду в рядах своих последователей, расколы своих Церквей и религиозные войны. Он не только не общается со своей Церковью сам, напрямую (ведь всемогущий Бог имеет массу способов и средств для такого общения), но и не посылает к ее руководителям своих бесчисленных помощников - ангелов.
Что же касается просьб к Богу, то верующие уже давно поняли, что либо Бог их не слышит, либо он просто не может все их выполнить, т.к. он один, а их сотни миллионов. При этом Бог не дает разъяснений по этому вопросу и люди вынуждены сами догадываться в чем причина того, что их просьбы остаются без ответа.
Длительное и тягостное молчание Иисуса Христа, которое можно понять как нежелание общаться со своим народом, не только вызывает недоумение, но и ставит в тупик руководство христианской Церкви. Ведь ему самому приходится придумывать какие-то объяснения действиям (или бездействиям) Бога, оправдывать его поступки. Естественно, что мнение отцов Церкви о Боге и его поступках были далеко не едины. Часто они были противоречивы. Естественно, что все это не способствует укреплению христианской Церкви и веры в Бога ее приверженцев.
Напрасная жертва Христа
А теперь, напоследок, о самой острой нерешенной проблеме христианской Церкви, о которой она никогда не говорит. Она утверждает, что Христос погиб за всех людей, взяв на себя их грехи ("...Христос умер за грехи наши... Он погребен был ... и воскрес в третий день, по Писанию..." (I Кор., 15: 3-6)". Идея самопожертвования ради счастья всех людей всегда была очень трогательной и глубоко человечной.
Прошло уже две тысячи лет - срок вполне достаточный для оценки этого замечательного события, но ничего не изменилось: люди не перестали грешить, они не стали добрее, чище, справедливее! Как и до жертвы Христа, они продолжают врать, воровать, жестоко относиться к близким и убивать друг друга.
Ничем не подкрепленное мнение Церкви о том, что смерть Христа открыла рай, который до этой жертвы хотя и существовал, но "не работал", выглядит неуклюжим и является весьма слабым утешением для верующих. Идея отдать свою жизнь за то, чтобы заработал уже давно существовавший рай выглядит не просто наивной, но и просто нелепой. Тем более, что он как член Троицы (Бог един в трех лицах !), пожертвовал себя самому себе. Если Христос действительно возлюбил людей, как утверждает Церковь, то рай он мог "открыть" и не прибегая к самопожертвованию: просто попросить об этом Бога-отца или сделать это самостоятельно. Достаточно странным выглядит и то, что, отдав свою жизнь за грехи людей, Христос не обратил (и не обращает и сегодня) внимания, что люди продолжают грешить и поэтому рай надо побыстрее закрыть. Или изменить природу людей и сделать всех безгрешными - все в его власти.
Главное, что жизнь верующих в Христа в этой жизни не стала лучше. А сравнивая свою жизнь с жизнью верующих в других богов, они не находят разницы. Так за что же пострадал "добрый Бог"? Ответ очевиден - теперь, по прошествии двух тысяч лет можно сказать определенно - жертва Христа, увы, была напрасной.
М.М.Богословский
* Как было уже сказано в начале статьи, я рассмотрел далеко не все нерешенные проблемы христианской Церкви. Но уже рассмотренные проблемы дают ясное представление о том, что руководителям христианской Церкви есть над чем поработать. Если ее иерархи хотят продлить существование своих Церквей и выжить в борьбе с другими идеологиями (в частности, с исламской, которая в последние годы усиленно теснит ее позиции), она должна осознать опасность и начать перестройку как вероучения, так и форм и методов работы с верующими.
|