ЗАПИСИ и ВЫПИСКИ
от А до Я
(часть 1)
АВАРИЯ
«Христианство, а потом раскольничество начинались в расчете на скорый конец света, а потом переходили на аварийный режим: это и был мораторий страшных судов».
АДАМ
В начале XVIII в. объявили, что нашли список сочинений Адама, и среди них – «Всемирную историю».
АНЕКДОТ
Я сказал сыну: я – тот козел, которого в анекдоте вводят в тесную комнату, чтобы потом выгнать, и людям стало бы легче. Сын, хоть и привыкший ко всему, сказал: «Никогда не мог подумать об этом с точки зрения козла!»
БЛАГО
Во благоприсноувеселении и во всяких присноденственных благоключимствах с благопрозябшими от тебя чады твоими благодетельми моими во многочисленные веки здравствуй. (Письмо 1695 г. из Азовского похода).
А местный священник даже всенародно однажды выразился, что душа ее всегда с благопоспешением стремится к благоутешению ближнего, а десница никогда не оскудевает благоготовностью к благоукрашению храмов Божьих. Но Марья Петровна и сама знает, что она хорошая женщина (Щедрин).
BILDUNGSROMAN
Считается, что развитие личности пришло в литературу с христианством: обращение преображало человека. Однако такое преображение было уже у Светония: приход к власти изменял Августа и Тита к лучшему, а Тиберия и Домициана к худшему. А есть ли развитие героя в «Гэндзи», где он все время движется по служебной лестнице и меняет именования?
(Римляне открыли понятие карьеры, - сказал В.Смирин, - афинянин к каждой новой должности шел от нуля, римлянин от предыдущей должности».) Для Бахтина, конечно, нет, а для японца?
БОГ
Добрая старушка, умирая, говорила: «Да будет вознагражден Господь Б. за его милости ко мне» (Вяземский)
В.В.Розанов одним и тем же инициалом обозначал Бога и Боборыкина.
В кружке Н.Грота и Вл.Соловьева тайным голосованием решали,есть ли Б.; большинство было в один голос (Письма Вл. Соловьева).
Воспоминания С.Соловьева, поэта: «Видел во сне Бога, он похож на тетю Любу, в зеленой шубе, и играл на скрипке». Люб. Серг. Соловьева была необъятная молчаливая эротоманка.
«Пора не о человеке, а о Боге подумать». А Ему это нужно? тогда я готов. Но если бы я был Богом, я не хотел бы, чтобы обо мне думали. – Так рассуждал ЭПИКУР.
БАЗАРОВ
Ю.Даниэль говорил: «Чем же плохо, что из человека будет лопух расти? Большой сочный лопух, которым прикроет голову от солнца красивая женщина».
ВЕРА
В «Соврем. идиллии» Редедя рассказывает о Египте: арабы верят в аллаха, а феллахи – во что прикажут. Точно таково было государство и у Платона и у св. Владимира.
ВНЕШТОРГ
был при Петре, ГПУ при Малюте, колхозы при Аракчееве, комсомольцы и выдвиженцы образовывали служилое сословие, а запрет на выезд был и при Грозном, и при Николае I (В.Вейдле).
…
(Из Г.Грасса, конспективный перевод):
Пророки сидели по тюрьмам.
Саранча летела и села.
Наступил экономический кризис.
Тут вспомнили про мед и акриды.
Пророков выпустили на волю.
Их было три тысячи триста.
Они говорили речи,
Утоляя голод саранчою,
А народ их трепетно слушал.
Скоро кризис был ликвидирован,
И пророков вернули в камеры.
ГЕРБ
Сын сказал: гербом Москвы был, собственно, не св. Георгий, а «московский ездец» без нимба, чтобы не сквернить святое государственным (сейчас чувства противоположны)...
ГРЕХ
«А какой самый большой грех, по-вашему? – Самосовершенствование, - сказал гнутый, - без боли другому не обходится» (Ремизов, «Мартын Задека»).
Е.В.А. спрашивала знакомого священника (он же библиограф по призванию), с какими грехами люди приходят на исповедь. Он ответил: «Один сказал: накричал на канарейку…»
ГРОБ
(В.Алексеев:) в Китае на гробовых лавках написано: «Товар долговечности».
ДА! –
сказала она с мукой. – Нет! – возразил он с содроганием. – Вот и весь ваш Достоевский!» - говорил Бунин Адамовичу.
ДЕТИ
У А.Б.Куракина от разных любовниц было их около 70. Филарет за это отказался от похвального слова над ним.
Отцу новорожденного дают каши перловой с горчицею,
перцем, хреном, солью, уксусом по ложке под сахаром, чтобы несколько помучился, как роженица. (А.Терещенко, Быт русского народа). Родители крещаемого не присутствуют при крещении. (Почему?» - спросил некто. «Должно быть, чтобы совесть не зазрила», - отвечал священник. – Вяз.)
М.Цветаева (по Белкиной): вначале дети родителей любят, потом дети родителей судят, потом они им прощают…
ДОН
Что было награблено Наполеоном, то было отграблено и пошло на Дон.
ДУРАК
закричал попугай; солдат вытянулся и ответил: виноват, ваше благородие, я думал, что вы птица.
ДУХОВНОСТЬ
«Что такое духовность? – Это когда нет и хлеба единого» (И.О.)
ЖЕНИТЬБА
Пал. Ант., VII, 309:
Шесть десятков прожив, здесь я сплю, Дионисий из Тарса.
Сам я не был женат. Жаль, что женат был отец.
Ср.: «Я бездетный. Это наследственное. Бабушка была бездетная, мать бездетная…» Откуда же вы? «Я из Минска».
ЖИЗНЬ
Рассказ в НЖ 3 (1942): записка самоубийцы: «В жизни моей прошу никого не винить».
ЗЛОБА ДНЯ
(Б.Нольде, «Далекое и близкое»). В начале 1913 г., отделив Монголию от Китая, русские поручили буряту Джамсаранову издавать в Урге газету. В первом номере было написано о земном шаре, частях света, молнии и громе, формах правления, русско-монгольском договоре и пр. Номер бурно раскупался, потребовалось второе издание, а ламы жаловались хутухте, что круглая земля – это ересь.
ИМЯ
Консула 169 г. звали: Кв. Помпей Сенецион Росций Мурена Секст Юлий Фронтин Силий Дециан Гай Юлий Еврит Геркуланий Луций Вибулий Пий Августин Альпин Беллиций Соллерт Юлий Апр Дуцений Прокул Рутилиан Руфин Силий Валент Валерий Нигер Клавдий Фуск Сакса Урутиан Сосий Приск (Фридл., р.п. 114).
…
Вот дуб. На нем могла б сидеть ворона,
Приподымая черный лоб.
Однако не сидит. Так в чем же суть закона?
Не все бывает, что могло б.
КОММУНИЗМ
По Бабефу, кто работает за четверых, подлежит казни как заговорщик против общества.
КТО О КОМ
…
Ходасевич считал, что поэзия – это не вещание всемирных истин и тем более личных страстей, а это изготовление зеркала, чтобы, заглянув в него, увидеть свое ничтожество. Это орудие нравственности в мире без бога…
ЛИТЕРАТУРА
Пятница так объяснял Робинзону, какая религия у его племени: надо взобраться на саму высокую гору и крикнуть: «О!»
ЛЮБОВЬ
Т.Масарик напоминал: сен-симонисты, чтобы теснее связать человека с человеком и приучить людей к любви, рекомендовали, напр., пришивать пуговицы у сюртуков сзади, чтоб брат брату помогал при застегивании. И все мы с удовольствием пришиваем своим братьям пуговицы сзади, чтобы они никак не могли их сами застегнуть, и т.д.
МУДРОСТЬ
русского народа: формулой ее Лесков считал пословицу: «Гнем – не парим, сломим – не тужим». «Стараться, так вовсю, а что выйдет или не выйдет, не наше дело» (Ремизов, «Петерб. буерак»).
«МЫШЕЛОВКА
не бегает за мышью. Мышеловка стоит и ждет. Мышь приходит сама». (Из анекдота.)
НАРОДНОСТЬ
«У нас дважды два тоже четыре, да выходит как-то бойчее». Православие» «Если бога нет, то какой же я штабс-капитан?» Для Самодержавия формулу русской классики я пока не смог найти.
НАРОДНЫЙ ЯЗЫК
(volgare): см. у А.Егунова (Николева) в «По ту сторону Тулы» рассказ о петербургском митрополите, который будто бы для привлечения слушателей стал в Казанском соборе служить литургию по-французски, был сослан на Камчатку и там проповедью по-камчадальски на 1 Кор. 13, 1 «если любви не имею…» поднял рождаемость в вымиравшем населении. Но в 1845 г. действительно был проект при одной из церквей Бердичева учредить православную службу на идиш для привлечения прозелитов; отложили, потому что накладно было обучить попов языку и перевести молитвенники.
НАЧАЛЬСТВО
Статья в РМ 1913, после балканских войн: у русского солдата кроме общеизвестных его боевых качеств есть еще одно: неприхотливость к начальству. Это значит: если французским солдатом офицер дурак, то боеспособность солдата падает до нуля, а у русского только вдвое. А. сказала: это относится не только к солдату.
НАЦИОНАЛИЗМ
…Так и современным культурам не хочется растворяться в мировой, и они националистически ругаются.
NATURGEFUHL
Заболоцкий ужасался, как безобразна бабочка с близкого взгляда. Дневн. Пришвина: «Как трудно птицам небесным: шишки под крыльями, высиживай, таскай червей… Мы можем любить природу <с тех пор, как> мы больше ее: любим и не спрашиваем о взаимности». Так пейзаж с горами и морями вошел в моду лишь после того, как альпийские обвалы и средиземные бури стали безопасны новым дорогам и кораблям. Точно так же лишь после того, как историзм отделил человека от прошлого, стало возможно это прошлое не спокойно-связно переосмыслять, а эмоционально-прерывисто переживать: появилась романтическая автобиография. Кажется, об этом страхе времени писали меньше, чем о страхе пространства. Я смотрю по сторонам на людей и вещи, как античный человек на природу: как на потенциальную угрозу.
NATURGEFUHL
«Хороши у Господа декораторы» (В.Ж., «Пятеро»). К красоте природы я невосприимчив, но мне всегда казалось, что если бы я мог поговорить с Богом и расспросить его, какие горы и долины было легче делать и какие труднее, то я научился бы что-то воспринимать.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ
… Солон говорил: не называй никого счастливым прежде смерти; … не называй никого порядочным прежде смерти.
«НЕ СУДИТЕ ДА НЕ…»
Притча Ремизова: во сне ругателю архангел показывает душу ругаемого: куда скажешь, туда и пойдет, в ад или рай. «Нет казни больше, чем судить».
НЕ У НАС
«Беспристрастие и здравый смысл наших суждений касательно того, что делается не у нас, удивительны» (Пушкин…).
НИЧЕГО
Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего (будто бы Сковорода. Кони, III, 214).
НИКОГДА
Ван Гог часто вспоминал египетскую надгробную надпись: «Феба, дочь, Тмуи, жрица Осириса, никогда ни на кого не жаловавшаяся».
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
«За невольный грех и бог не взыскивает… Одно слово: обязательное было время» (Мамин-Сибиряк, «Варнаки»).
ОБЕЗЬЯНСТВОВАТЬ
«Француз играет, нмец мечтает, англичанин живет, а русский обезьянствует» («Гоголь в письмах и восп.», 1931, 419).
ОБЛИЧАТЬ
М.Салтыков-Щедрин, письма Николая I к Поль де Коку. «Любезный статский советник Поль де Кок! Получив ваше письмо , что мне, как неограниченному повелителю миллионов, полезно по временам выслушивать обличения, я сейчас же послал за протоиереем Баженовым и, когда тот явился, приказал ему обличать меня. Но посмотрите, что он сказал: армия твоя наводит страх на всех твоих врагов, флоты твои по самым дальним морям разносят славу твоего имени, а чиновники с кротостью и любовью пасут вверенное им стадо. Судите сами, по этим словам, как трудно управлять таким государством, как Россия!»
ОПАСНОСТЬ
«Революция толкнула С.Булгакова на опасный путь осознания происходящего» (восп. Локса).
ОЦЕНОЧНОСТЬ
Стихи делятся не на хорошие и плохие, а на те, которые нравятся нам и которые нравятся кому-то другому. А что, если ахматовский «Реквием» - такие же слабые стихи, как «Слава миру»?
ОТЧЕ НАШ
было напечатано в конце передовицы «Биржевых ведомостей» - никто не заметил (Ясин., 287).
ОТЕЦ
Массон о гвардейском офицере, который в 25 лет продал всех мужиков и оставил баб, чтобы заселять поместье собственными силами (Мельгунов,7).
ОТЕЧЕСТВО
«Великая всемирная Отечественная война» было написано на обложке песенника 1914 г.
ОТЦЕУБИЙСТВО
Александр I не любил Кутузова не только из-за Аустерлица, но и потому, что накануне 14 марта Кутузов с женой тоже были на ужине Павла I.
ОТЦЕУБИЙСТВО
В Китае, писал Марко Поло, за все уголовные преступления можно от смертной казни отплатиться деньгами, кроме трех: отцеубийства, матереубийства и не по форме вложенного в конверт казенного письма.
ОПТИМИЗМ
Самая оптимистическая строчка в русской поэзии, какую я знаю и вспоминаю в трудных случаях жизни, это в «Коринфянах» Аксенова. Медея зарезала детей, сожгла соперницу, пожар по всему Коринфу, Ясон рассылает пожарников «И на Подол и на Пересыпь», хор поет гимн огню со строчкой «Укуси? укуси? укуси?», вестники браво рапортуют, что все концы выгорели дотла, - и Ясон, выслушав, начинает финальный монолог словами:
Но не в последний раз горит Коринф!
ПАВЛИК МОРОЗОВ
Не забывайте, что в Древнем Риме ему тоже поставили бы памятник. И что Христос тоже велел не иметь ни матери, ни братьев. Часто вспоминают «не мир, но меч», но редко вспоминают зачем.
ПЕРЕСТРОЙКА
… «Европы сразу не заведешь» - «люди лыковой культуры»… (Б.Житков, письма 1921 г.) О себе: «Всех хочу сделать счастливыми, а характер аракчеевский».
ПЕРЕВОДЫ
Тайна русского народа была бы понятнее иностранцам, если бы они могли читать не только Достоевского, а и Щедрина.
Но Достоевский переводим (как детектив и как философский трактат), а Щедрин непереводим, и не из-за реалий и аллюзий, а потому что стилистическое богатство его ехидства абсолютно непередаваемо. Передать исхищренную точность щедринских слов мог бы разве Набоков, но для Набокова Щедрин не существовал. (А ведь было у них общее свойство: способность уничтожить одним словом.)
ПЕРЕВОД
«Кто дает буквальный перевод Писания, тот лжет, а кто неточный, тот кощунствует». – Иехуда бен Илаи, цит. в предисловии к переводу Новалиса, а оттуда цит. в эпиграфе к переводу Моргенштерна.
ПЕРЕВОД
Самая переводимая книга – Микки-Маус, затем Ленин, затем Агата Кристи; Библия отодвинулась на четвертое место (данные на 1988 год).
ПЕРЕВОД
нужен отдельный не только для чтения и для сцены, но и для каждой постановки. Козинцев ставил не «Гамлета», а пастернаковский перевод: поставить под его кадры перевод Лозинского невозможно.
ПЛЮРАЛИЗМ –
против чего? Против сингуляризма? Русский плюрализм с дитей без глазу.
ПОДЛИННОСТЬ
Интервью С. Ав., «Ог», 1986, 32: уважать старину и ценить подлинность. Мне, не имея отца и деда, трудно понять первое и, будучи переводчиком (как и С. Ав.), трудно понять второе. Подлинность подлинна только тогда, когда не замечается. О.Седакова сказала: а Умберто Эко в докладе, наоборот, очень пространно и патетично рассуждал, что никакой подлинности на свете нет и быть не может. Но когда пошли обедать, он так вдумчиво вникал в меню, что я подумала: нет, кое-что подлинное для него есть.
ПОНИМАНИЕ
Из хасидских хрий: «Вы мою проповедь не поймете, но все равно слушайте, потому что когда придет Мессия, вы его тоже не поймете, поэтому привыкайте».
ПОНИМАНИЕ
«Все простить значит ничего не понять» (Степун, «Из писем прап.»).
ПОРЯДОК
Восп. дочери о Шолом-Алейхеме: «Когда все у него на столе расставлено в порядке, он не пишет: сидит и любуется на порядок».
ПРАВДА
«Говорить всегда правду – это тоже эстетская прихоть», - говорил Олейников…
ПРЕДКИ
У белинского прадед неизвестен, дед – сельский священник, отец – военный лекарь с репутацией вольнодумца, мать – мелкая дворянка: как у всех русских пишущих людей, замечает Михайловский: «немножко дворянства, немножко поповства, немножко вольнодумства, немножко холопства» (А.Волынский, Р. кр., 36).
ПРЕДКИ
«Кто твой отец?» - спросили мула. – «Я от кобылы-одиночки», ответил мул. Нынешнему возрождению русского дворянства следовало бы взять девизом «Наши предки Рим спасли». Генеалогическое дерево, генеалогический пень.
ПРОГРЕСС
В младших классах меня били, в старших не били, поэтому я и уверовал в прогресс.
ПРОГРЕСС
Читатели нового времени удивлялись: почему Эдип, получив пророчество, что убъет отца, не стал избегать любого убийства или хотя бы столкновения с любым стариком, а вместо этого сразу подрался с незнакомым Лаием? Ответ: просто в Греции невозможно было прожить жизнь, никого не убивши, хотя бы ополченцем в будничной межевой войне. Вот что такое прогресс.
ПРОГРЕСС
Для вас прогресс банальность? Но только благодаря прогрессу мы с вами и разговариваем: тысячу лет назад мы бы оба умерли во младенчестве.
ПРОГРЕСС
Цитируя трогательные слова Достоевского о слезинке ребенка, забывают, что столетием раньше они не имели бы никакого смысла: детская смертность была такова, что жалость к ребенку была противоестественна. В середине XVIII в. в Англии, а затем во всей Европе начался демографический взрыв (одни говорят – от успехов медицины, другие – от улучшившегося питания), и чувства переменились.
«ПРОГРЕСС
не выдумка, потому что для позднего человека открыта возможность общения с гораздо более широким кругом «вечных спутников»» (Бицилли, С3 62, 385).
ПСИХОАНАЛИЗ
Его формула: «Стоит ли мучиться, что ты хуже других, только оттого, что это правда?» (откуда?). На вопрос «что тебе дала философия?» стоик отвечал: «С ней я делаю добровольно то, что без нее делал бы подневольно».
ПОПЫХИ
«Признаться, самому до смерти Мне надоели попыхи: Куда тебя не сунут черти, Весь мир исполнен чепухи» (Фет, 527).
ПУБЛИЦИСТИКА
«Чехов относился к России, как врач, а на больного не кричат» (Ремизов, «Петерб. буерак», 242).
РЕВОЛЮЦИЯ
Каменную старуху Веру Фигнер робко спросили: «А если бы вам удалось победить – что тогда?» Она ответила: «Созвали бы земский собор, учредительное собрание, оно приняло бы конституцию – убогую, скаредную, мещанскую; и мы бы поклонились и отошли прочь, потому что это и была бы народная воля». Щедрин, отвечая благодарностью на известную аллегорическую картинку, поднесенную студентами к юбилею, писал: «Только вот на горизонте у вас просвет виднеется; я понимаю, что это по жанру так положено, но мы-то с вами знаем, что на самом деле никакого просвета нет». Если не помнить об этом чувстве обреченности, нельзя понять русскую революцию.
РЕВОЛЮЦИЯ
В «Лит. учебе» была статья о том, что Николай II был прав даже в 1914 г., потому что для искупления Россия нуждалась в войне. «Может быть, и в революции?» Пожалуй, но чтобы во главе ее были истинно православные. «А, это как в Иране».
РОМАНТИЗМ
был последствием демографического взрыва, который начался в середине XVIII в. в Англии, а потом волнами разошелся по Европе. (Раньше считали – от успехов медицины; теперь считают – от улучшения питания.) До этих пор человечество много тысяч лет боролось с природой за выживание, и большие эпидемии или неурожаи могли уничтожить его даже не вполовину, а целиком. Чтобы выстоять, оно сплачивалось в общество. Ситуации борьбы были однообразные, важно было копить опыт и хранить традиции. В XVIII в. стало ясно, что победа одержана, человечество спаслось от вымирания. Борьба с природой из оборонительной стала наступательной, ситуации ее сразу сделались гораздо менее предсказуемыми, коллективного опыта для них было уже недостаточно. Говорят, в звериных стаях есть особи-маргиналы с нестандартным поведением: их держат в унижении и пренебрежении, однако не убивают. А когда стая оказывается в нестандартной опасной ситуации, их выпускают вперед: если погибнут, не жалко, а если не погибнут, то, может быть, отыщут выход. Вероятно, в человеческой стае тоже есть такие маргиналы с таким отношением к ним; теперь спрос на них вырос, они и стали романтическими героями. От них требовалось только нестандартность поведения – любая: можно было быть святым или злодеем, в новом мире мог пригодиться и тот и другой. Двоемирие и пр. было обоснованием постфактум; житейское поведение, «романтизм и нравы», бравада необычностью ради необычности и тд. были следствиями; романтизм начала XIX в. и модернизм начала XX в. были двумя волнами («почему я должен рассуждать, как отцы?» - «почему я должен рассуждать, как профессора химии?»). Все очень стройно, лишь одно заставляет сомневаться: в середине XVIII в. был не один, а два демографических взрыва, второй – в Китае, и ни индивидуализма, ни романтизма там не произошло. Почему бы это?
СОВЕСТЬ
«Впрочем, попы стыдились таких проповедей, но не совестились» (Гиляров-Плат., II, 205). Я вспомнил знаменитую статью В.Н.Ярхо «Была ли у древних греков совесть?»
СВЕРХУ
Александр I в 1814 г. в Лондоне просил у вига Грея доклад о средствах создания в России оппозиции (С3 62)
СВЯТОЙ
На вечере памяти М.Е. Грабарь-Пассек С.Аверинцев начал так: «Лесков говорил, что в России легче найти святого, чем честного человека, - так же можно сказать, что легче найти гения, чем человека со здравым смыслом и твердым вкусом…» итд.
СЕЛЯНКА
Мережковский приставал к Чехову с вечными вопросами, а тот говорил: не забудьте, что у Тестова к селянке большая водка нужна. «Надо было наговорить столько лишнего, сколько мы наговорили, чтобы понять, как он был прав, когда молчал» (Алданов). Это А.Лютер сказал, что у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, а у Чехова обедают, чтобы не говорить о Боге (С3 26-27).
СЛАВЯНСТВО
«День святителей Кирилла и Мефодия был отпразнован обедом, данным в залах Дворянского собрания. Против царской ложи была водружена хоругвь, принесенная в дар слепцом-писателем Ширяевым. Меню было составлено из одних исключительно славянских названий. Посреди него была изображена географическая карта славянских земель с надписью: «Одним бы солнцем греться нам» (Неведомский, 350).
СЛОН
В Париже в 1945 г. выходила русская газета «Честный слон». «Отчего такое веселое название?» - спросил я. «Ну, все-таки война кончилась…» - ответил Л.Флейшман.
«СТРАННО,
право, что эти люди ничего не понимают, но гораздо страннее, что это для меня странно» (Фет – Л.Толстому, 21.01.1879).
СОКРАТ
Сын Н.Ж. мечтал изобрести лекарство «сократин», чтобы можно было не болеть, но сократить жизнь с конца за счет невыполненных болезней.
СПАРТА
Александр I: “способность относиться к себе со спартанской суровостью умиляла его до слез» (Ходасевич, «Державин»).
СТРАХОГОВЕНИЕ
«Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней с благословляющим кукишем на улице <и т.д.>, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя» (Ключевский, Письма, 1968,312).
СТАЛИН
«В Европе XV века власть почти повсюду принадлежала Сталиным» (Алданов, «Юность П. Строганова»).
СТАРОЕ и НОВОЕ
Ларошфуко: «Многие борются против нового не оттого, что привержены к старому, а оттого, что первые ряды поборников нового уже заняты, а быть во вторых они не хотят».
СТУЛ
«Нашествие французов и за ним последовавшие нашествие крестьян на ту же Москву с целью грабежа» впервые вынесло в провинцию стулья вместо лавок (Гиляров-Плат., I, 55).
СУДЬБА
И.О.: «На Олимпе было решено, что греки и троянцы взаимоистребятся, но не было решено, кто кого; поэтому боги разделились в поддержках» итд. А Троя потом продолжала существовать незримо, как град Китеж.
СУЗДАЛЬ
«Ударя с тыла в табор их с дружиной суздальцев своих» - но суздальцы, как и нижегородцы, на Куликовом поле не были, а держали тылы. Москва пересилила Тверь денежной помощью Новгорода, который дружил через соседа.
СТРУКТУРАЛИЗМ
«Итоги», 1996, 26, интервью с дизайнером А.Логвином. «Только ясность оправдывает провокацию, ясность на уровне структуры, а не на уровне вкуса. Как с женщиной: приводишь, она вроде вся офигительная. Ложишься в постель и понимаешь, что на самом деле она вся совершенно деструктурная. Чего-то много или мало. Что тебя обламывает, и понимаешь, что надо уходить из койки». – Можно это оставить в тексте? – «Конечно. У меня как раз очень структурная жена».
СУФФИКС
«А.Н.Толстой очень любит слово задница и сетует о его запретности: прекрасные исконно русские слова – горница, горлица, задница…» (Записи Л.Я.Гинзбург, НМ 1992, 6). По-японски задница называется «ваша северная сторона».
СЧАСТЬЕ
Филологический анекдот из сб. Азимова. Отплывает пароход, в последнюю минуту по трапу вносят старшего помощника, мертвецки пьяного. Проспавшись, он читает в судовом журнале: «К сожалению, старший помощник был пьян весь день». Бежит к капитану, просит не портить ему карьеру. «Поправки в журнале не допускаются, но сделаю, что могу». Назавтра читает: «К счастью, старший помощник был трезв весь день».
ТАМ
«А у вас под Москвой, говорят, война идет?..» - говорили архангельские мужики Н.Я.Брюсовой в 1904 г.
ТОТ
«Если есть тот свет, то там только наслаждаются природой и искусством, а кто не натренирован к этому и больше любил выпить, покурить да в кино, тому скушно, вот и все наказание» (И.С. Ефимов, «Об иск. и худож.», 77). Похожим образом Эриугена истолковывал ад.
ТЕМПЕРАТУРА
«Каковы ваши жгучие несчастия?» - спрашивало доброе письмо из-за границы. А уменя нет жгучих, у меня холодные.
ТРАДИЦИЯ
Жалобы на искусственную прерванность русской культуры неуместны: культурная традиция не задается, а создается, сочиняется заново каждым писателем или группой…. Сейчас у русской литературы сколько угодно традиций, от Хармса до Хомякова. В том числе и прерванность традиций: это тоже традиция.
ТРИНАДЦАТЬ:
дурная слава этого числа – недавняя, от контрреформации XVII в., по месту Иуды среди апостолов (В.Марков).
УБИЙСТВО
«Нам с ней не котят крестить», выражение Ремизова («Петерб. буерак»). Из жалости топить котят в теплой воде – это не выдумка «Записей Ковякина», это было и в мемуарах: не у Шкловского ли? Топившая хозяйка могла ответить на попреки: «А если б вас самих топили, вам все равно было бы, да?»
УЖЕ
В Енисейске хозяйка спрашивала: «Убил, что ли, кого?» Нет. «Украл?» Нет. «Так за что же это тебя?» Я поляк. «Такой молодой, а уже поляк!» (ГМ, 1914, 7, 147)…
УПРУГОСТЬ
(С3 за 1935). Показатель моральной упругости армии – при каком проценте потерь она ощущает свое поражение? У турок в Плевне – 20%, у итальянцев при Кустоцце – 4%.
ФОРМАЛИЗМ
«Типот подарил трехлетней дочери книжку о животных, она равнодушно перелистала львов и тигров, а о зебре спросила: это еще что за ерунда?» (Записи Л.Я.Гинзбург, НМ, 1992, 6).
«ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
государства отвратительно, но не более, чем функционирование человеческого организма». Е.Лундберг, Зап. писателя.
ФЛОТ
В «Русском вестнике», 1902, 2, 185, в исторической статье была фраза: «Главным врагом русского военного флота всегда было море».
Школьный вечер в Принстоне, дети сочиняли истории и рассказывали родителям. «Жили и дружили девочка Дженни и мальчик Альфред. У дженни на шее всегда был зеленый бантик; Альфред спрашивал, почему? а Дженни отвечала: не скажу. Они выросли, поженились, состарились, и Альфред все спрашивал, а Дженни отвечала: не скажу. А когда Дженни стало совсем плохо, она сказала Альфреду: вот теперь развяжи мне бантик, и ты кое-что поймешь. Он развязал, и у Дженни отвалилась голова». Идиллическая страшилка.
ХОРОШО
«Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» - Лук. 6, 26.
ХОТЕТЬ
«Все можно сделать, если захотеть, только захотеть нельзя, если не хочется» (Дневн. А.И.Ромма, РГАЛИ).
«ЦАРЬ
Додон погиб, и преемником посмертно был избран царь Горох». – И.О.
ЧАЙ
Константин и Николай подносили друг другу Россию, как чай, от которого отказываются (С3 26, 252).
ЧЕСТЬ
«Всем людям свойственно, потерпев крушение, вспоминать о требованиях долга и чести» (Плутарх, «Антоний», 17).
ЧЕСТЬ
«Из чести лишь одной я в доме сем служу», говорит девка в «Опасном соседе». «Теперь бы сказали: на общественных началах», сказала А.
«ЧТО ДЕЛАТЬ?»
была последняя книга, которую читал Маяковский перед самоубийством (ДН 1989, 3, 209).
ЮБИЛЕЙ
(От А.В.Лаврова). Был опрос к 200-летию, какие стихи Пушкина знают люди. На первом месте оказалось «Ты еще жива, моя старушка?», на втором «Выхожу один я на дорогу», на третьем «У лукоморья дуб зеленый»…
ЯЗЫК
«Как хорошо было бы перевести Бодлера на церковнославянский язык, как бы он зазвучал!» - говорил Ю.Сидоров Локсу.
ЯЗЫК
Знание французского языка развивает самонадеянность, а греческого – скромность, - доказывали Николаю I члены ученого комитета, вырабатывавшего гимназическую программу; но Уваров понимал нереальность, а Пушкин писал о ненужности, и греческий не ввели.
Я
«Что бы я ни делал, всегда нахожу что-нибудь между истиной и мною: это нечто – сам я; истина сокрыта мне одним мною. Есть одно средство увидеть истину – удалить себя, почаще говорить себе, как Диоген Александру: отойди, не засти солнца». Чаадаев, 1913, 1, 158.
|